Top.Mail.Ru

Как мотивировать подростка учиться

Время чтения 6 мин

просмотры 129

лайки 1

Как мотивировать подростка учиться

Время чтения 6 мин

просмотры 129

лайки 1

Как мотивировать подростка учиться

avatar

Автор редакции

Редакция «За школой»

14.11.2024

Время чтения 6 мин

просмотры 129

лайки 1

В процессе взросления мироощущения и приоритеты у детей меняются. В период полового созревания желание учиться у большинства школьников стремится к нулю. Что делать родителям, как найти мотивацию для подростка, какие способы ее повышения существуют расскажем в этой статье.

Причины низкой мотивации

Пубертатный возраст критический в психическом развитии. В этот период приходит ощущение зрелости, желание очертить личные границы, стать самостоятельным и независимым. Дети ищут себя через внутренние конфликты, бунтуют против воли взрослых.

Изменения происходят не только в психике, но и в мотивационно-личностной сфере. Мало кто из пубертатов хочет учиться. В средней школе пропадает эффект новизны, головы заняты любовью, играми, развлечениями, а не домашними заданиями. Если успехи наследников не радуют, родителям нужно найти истинные причины, снизившие интерес к учебе, творчеству, увлечениям.

Ругать ребенка, читать нотации бесполезно и опасно из-за вероятности формирования психологических комплексов. Родителям нужно принять взросление и найти стимулы для учебы, иначе школьные проблемы усугубятся.

Особенности подростковой мотивации

Комплекс факторов и смыслов, вызывающий побуждение к действиям, называют мотивацией. Она зависит от условий, самоощущений, ситуаций и часто пропадает. Для душевного подъема необходимо понимать причины, потребности и цели школьников.

Внешние стимулы прозаичны и понятны. Они возникают у коммуникабельных экспрессивных экстравертов и лидеров, предпочитающих быть на виду. Такие мотиваторы формируют стремление завоевать авторитет среди сверстников, доказать значимость и привлечь внимание. Некоторые школьники хорошо учатся не из-за желания получать высокие оценки и знания, а похвалы учителей, родителей, материальные поощрения.

Действия детей с отрицательными мотивами направлены на избегание критики и получение одобрения. Они успевают в школе и угождают взрослым, чтобы не допустить психологического давления, наказания, получать личные выгоды. Подростки с избегающим типом мышления не уверены в себе, боятся конфликтов, зависимы от мнения других. При потере энтузиазма к учебе родителям нужно помочь определиться с мотивами, настроить на успех, постоянно побуждать к деятельности. Без напоминаний и контроля цели останутся нереализованными.

Как мотивировать подростка на учебу

Пубертаты нуждаются в общении с родителями не меньше, чем с друзьями. Непринужденные разговоры помогают узнать, о чем они умалчивают, объяснить ценность знаний для развития, создавать позитивный настрой. Если решили ребенку помочь найти источник вдохновения, исходите из задач и потребностей, но не забывайте про тип психики, индивидуальный подход.

Воспринимайте проблемы всерьез

Пубертаты скрытные и не любят делиться проблемами с взрослыми из-за недопонимания. Если хотите отслеживать психоэмоциональное состояние и быть в курсе школьных событий, заслужите доверие. Не нарушайте личные границы, признайте самостоятельность, спрашивайте мнение. Еще помогите найти друзей по интересам в спортивном клубе или творческой студии. Когда они не одиноки, с конфликтами в коллективах, личными переживаниями справляются без стрессов и не теряют энтузиазм.

Личный пример

Делитесь школьными воспоминаниями. Расскажите об одноклассниках, отношениях в коллективе, неудачах в учебе, переживаниях. Поделитесь способами выхода из кризисных ситуаций и результатах. Это поможет ребенку понять, что трудности в учебе случаются у всех, но они преодолимы, закаливают психику, воспитывают характер.

Планирование будущего

Для учебной мотивации важно выяснить, какие предметы в приоритете и какие нужны для будущей профессии. Это поможет скорректировать образовательный процесс, подготовиться к экзаменам, осознать важность образования и наделить занятия смыслом. Постарайтесь связать интерес и учебой. Если ребенок любит рисовать, познакомьте с азами архитектуры. Для создания чертежей ему придется подтянуть точные предметы. Если не хочет учить, например, английский язык, используйте внеучебную мотивацию. Напомните о преимуществах во время зарубежных путешествий, общении в международных сообществах, тренировке памяти. 

Коллективная мотивация

Если школьник посещает класс, где отличников называют «ботанами» и с презрением относятся к умственным способностям, по закону «стаи» он примыкает к большинству. Убеждения здесь не помогут. Переведите в лицей или другую школу, где в приоритете интеллект, хорошие оценки. Не забывайте поощрять за успехи, но не перебарщивайте с похвалой, иначе он будет зависимым от мнений окружающих, бояться страха неудач.

Держите баланс

Чтобы ребенок не уставал от учебы, составьте правильный распорядок дня с чередованием занятий и отдыха. Не перегружайте расписание дополнительными занятиями с репетиторами и тренировками. Сбалансированный график избавляет от длительной монотонной деятельности, разгружает мозг, позволяет находить время на личные дела, игры, прогулки с друзьями. Совместно планируйте выходные и проводите не менее 2 часов вместе.

Помощь учителей

Дети общаются с классным руководителем в учебном году не меньше, чем с родителями. При желании учитель может поддерживать стойкий интерес к образовательному процессу разными способами. Для поддержки мотивации достаточно создавать комфортную среду, ровно относиться ко всем ученикам, не обесценивать старания и результаты. На классные часы волен приглашать психологов, проводить открытые уроки по профориентации.

«Сделал!»

Самый сильный мотиватор – эйфория от собственных результатов. Ребенок после преодоления трудностей в учебе захочет еще ни раз испытать ощущения от выброса эндорфинов. Гормон удовольствия возбуждает симпатическую нервную систему, дает прилив энергии, душевный подъем и стимулирует к действию. Со временем подсознательно формируется уверенность в себе, повышается самооценка, и ребенок получает положительные эмоции от образовательного процесса.

Школа и семья должны работать в одной команде, но такая синергия встречается редко. Ответственность за мотивацию, ментальное и психоэмоциональное состояние лежит на родителях. С такими проблемами в переходном возрасте без подготовки справляются не все. Родителям проблемных подростков лучше пройти тренинги для получения знаний, записаться на сессию к детскому психологу.

image

пройдите бесплатный профтест

узнайте какая профессия больше подходит именно вам

примерьте на себя обучение

попробуйте неделю бесплатно

  • более 10 000 материалов на платформе
  • интерактивные задания
  • записи уроков и мини-лекции к темам
  • допольнительные материалы и презентации уроков
или напишите нам в чат
whatsapp telegram email

получите бесплатный доступ к платформе

  • flag +7 Russia (Россия)
  • flag +375 Belarus (Белоруссия)
нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных в соответствии с политикой конфиденциальности

учись в школе и получи айфон бесплатно