Top.Mail.Ru
психология

04.09.2024

Как обучать ребенка с СДВГ?

Время чтения 5 мин

просмотры 85

СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Он требует особого подхода к воспитанию и обучению, начиная с дошкольного возраста. В этом материале вы найдёте практические рекомендации по организации учебного процесса ребёнка с СДВГ в домашних условиях.​​​​​​​

Что такое СДВГ?

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство, которое возникает в детском возрасте и связано с нарушением работы центральной нервной системы (ЦНС). Оно может проявляться в трудностях с концентрацией и поддержанием внимания, а также в сложностях с запоминанием и усвоением информации. Если расстройство не было обнаружено в детстве, оно может сопровождать человека и во взрослой жизни.

 

Как проявляется СДВГ?

 

Симптомы СДВГ: 

 

  • гиперактивность – состояние повышенной возбужденности и двигательной активности. Часто выражается в постоянной беготне суетливых движениях у ребенка;

  • нарушение внимания – высокая отвлекаемость, невозможность сосредоточиться на одном объекте в течение времени, являющегося возрастной нормой; 

  • нарушение восприятия, в частности, зрительного анализатора – сложности при рисовании (не получается обвести контур фигуры, нарисовать предмет), неверная оценка размеров и направлений, плохая ориентация в пространстве; 

  • нарушение речи и произношения – неправильное чтение букв, воспроизведение некоторых звуков;

  • эмоциональная лабильность – частые смены настроения от раздражительности и плаксивости до чрезмерной радости, эйфории; 

  • повышенная импульсивность – склонность к бездумным действиям, под воздействием эмоций и внешних обстоятельств;

  • неврологические нарушения – непроизвольные сокращения мышц лица, дрожание конечностей (тремор), нарушение координации движений;

  • повышенная утомляемость, как психическая, так и физическая.

 

При СДВГ могут также проявляться невротические привычки, такие как обкусывание ногтей или стереотипные движения. Кроме того, могут возникать нарушения сна и аппетита, а также тики и заикания.

Почему обычная школа не подходит для ребенка с СДВГ?

 

Современная система общего образования не всегда успешно помогает детям с СДВГ адаптироваться в обществе и приобрести необходимые знания, умения и навыки для взрослой жизни. Это связано с несколькими факторами:

 

  1. Продолжительность учебного дня. Ученику с поведенческим расстройством трудно высидеть за партой четыре-пять уроков по 45 минут. Ему сложно удерживать внимание на предмете урока, а также оставаться неподвижным за партой в течение всего урока.

  2. Непринятие со стороны одноклассников и учителей. Ученики с СДВГ часто сталкиваются с непониманием со стороны сверстников. Их излишняя активность может мешать учебному процессу и привлекать к себе внимание учителя. В то же время, учителя не всегда обладают достаточными знаниями и ресурсами для эффективного обучения таких детей в больших классах, где на одного педагога приходится много учеников.

  3. Отсутствие индивидуального подхода. Обучение детей с СДВГ требует гибкости в разных аспектах: в продолжительности занятий и отдыха, а также в выборе учебных материалов. Анализируя недостатки современной школы для обучения детей с СДВГ, родители прибегают к домашнему обучению. 

 

Как в этом может помочь домашнее обучение?

 

У обучения детей с СДВГ на дому есть масса преимуществ:  

  1. Гибкий график обучения, учитывающий индивидуальные особенности ребенка и его потребности в отдыхе и физической активности.  

  2. Использование нестандартных методов и форм преподнесения информации, ее закрепления.

  3. ‍Полный контроль за успеваемостью, повторение неусвоенных тем. 

Осуществлять учебный процесс на дому могут не только приходящие репетиторы, но и онлайн-школы, готовые адаптироваться под индивидуальный образовательный маршрут подопечного для достижения поставленных задач. 

 

Как организовать учебный процесс дома?

 

Организация обучения на дому начинается с установления режима, которого желательно придерживаться всей семье. Каждый день должен быть хорошо спланирован: в нём должны быть предусмотрены время для пробуждения, гигиенических процедур, приёмов пищи, расписание уроков и перерывов, дневной сон (если это необходимо), прогулка и отход ко сну. Во время занятий педагог должен неоднократно напоминать правила поведения и план урока.

 

Один из ключевых моментов в успешном обучении – это поддержка со стороны взрослых. Если родители и учителя игнорируют проблемы или, что ещё хуже, применяют авторитарный стиль общения, это не только не даст хороших результатов, но и ухудшит ситуацию. Важно признавать достижения ребёнка и не скупиться на слова похвалы. В любых обстоятельствах отстаивайте его интересы и права.

 

Комфортные условия обучения ребенка с СДВГ на дому подразумевают следующее: 

  1. Подбор индивидуальной программы, с большей творческой составляющей для развития моторики и образного мышления (лепка, рисование). 

  2. Постоянство во времени и месте проведения занятий, поддержание комфортной обстановки для урока, без отвлекающих факторов.

  3. Регулярная смена деятельности, внедрение в расписание перерывов с физкультминутками.

 

Таким образом, домашнее обучение ничем не уступает классическому в стенах школы, и будет наилучшим способом получения знаний для ребенка с СДВГ.

image

пройдите бесплатный профтест

узнайте какая профессия больше подходит именно вам

примерьте на себя обучение

попробуйте неделю бесплатно

  • более 10 000 материалов на платформе
  • интерактивные задания
  • записи уроков и мини-лекции к темам
  • допольнительные материалы и презентации уроков
или напишите нам в чат
whatsapp telegram email

получите бесплатный доступ к платформе

  • flag +7 Russia (Россия)
  • flag +375 Belarus (Белоруссия)
нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных в соответствии с политикой конфиденциальности