Автор редакции
Максим Коваль
04.09.2024
Как обучать ребенка с СДВГ?
Время чтения 5 мин
85
Как обучать ребенка с СДВГ?
Время чтения 5 мин
Автор редакции
Максим Коваль
85
Как обучать ребенка с СДВГ?
Автор редакции
Максим Коваль
04.09.2024
Время чтения 5 мин
85
СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Он требует особого подхода к воспитанию и обучению, начиная с дошкольного возраста. В этом материале вы найдёте практические рекомендации по организации учебного процесса ребёнка с СДВГ в домашних условиях.
Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство, которое возникает в детском возрасте и связано с нарушением работы центральной нервной системы (ЦНС). Оно может проявляться в трудностях с концентрацией и поддержанием внимания, а также в сложностях с запоминанием и усвоением информации. Если расстройство не было обнаружено в детстве, оно может сопровождать человека и во взрослой жизни.
Как проявляется СДВГ?
Симптомы СДВГ:
гиперактивность – состояние повышенной возбужденности и двигательной активности. Часто выражается в постоянной беготне суетливых движениях у ребенка;
нарушение внимания – высокая отвлекаемость, невозможность сосредоточиться на одном объекте в течение времени, являющегося возрастной нормой;
нарушение восприятия, в частности, зрительного анализатора – сложности при рисовании (не получается обвести контур фигуры, нарисовать предмет), неверная оценка размеров и направлений, плохая ориентация в пространстве;
нарушение речи и произношения – неправильное чтение букв, воспроизведение некоторых звуков;
эмоциональная лабильность – частые смены настроения от раздражительности и плаксивости до чрезмерной радости, эйфории;
повышенная импульсивность – склонность к бездумным действиям, под воздействием эмоций и внешних обстоятельств;
неврологические нарушения – непроизвольные сокращения мышц лица, дрожание конечностей (тремор), нарушение координации движений;
повышенная утомляемость, как психическая, так и физическая.
При СДВГ могут также проявляться невротические привычки, такие как обкусывание ногтей или стереотипные движения. Кроме того, могут возникать нарушения сна и аппетита, а также тики и заикания.
Почему обычная школа не подходит для ребенка с СДВГ?
Современная система общего образования не всегда успешно помогает детям с СДВГ адаптироваться в обществе и приобрести необходимые знания, умения и навыки для взрослой жизни. Это связано с несколькими факторами:
Продолжительность учебного дня. Ученику с поведенческим расстройством трудно высидеть за партой четыре-пять уроков по 45 минут. Ему сложно удерживать внимание на предмете урока, а также оставаться неподвижным за партой в течение всего урока.
Непринятие со стороны одноклассников и учителей. Ученики с СДВГ часто сталкиваются с непониманием со стороны сверстников. Их излишняя активность может мешать учебному процессу и привлекать к себе внимание учителя. В то же время, учителя не всегда обладают достаточными знаниями и ресурсами для эффективного обучения таких детей в больших классах, где на одного педагога приходится много учеников.
Отсутствие индивидуального подхода. Обучение детей с СДВГ требует гибкости в разных аспектах: в продолжительности занятий и отдыха, а также в выборе учебных материалов. Анализируя недостатки современной школы для обучения детей с СДВГ, родители прибегают к домашнему обучению.
Как в этом может помочь домашнее обучение?
У обучения детей с СДВГ на дому есть масса преимуществ:
Гибкий график обучения, учитывающий индивидуальные особенности ребенка и его потребности в отдыхе и физической активности.
Использование нестандартных методов и форм преподнесения информации, ее закрепления.
Полный контроль за успеваемостью, повторение неусвоенных тем.
Осуществлять учебный процесс на дому могут не только приходящие репетиторы, но и онлайн-школы, готовые адаптироваться под индивидуальный образовательный маршрут подопечного для достижения поставленных задач.
Как организовать учебный процесс дома?
Организация обучения на дому начинается с установления режима, которого желательно придерживаться всей семье. Каждый день должен быть хорошо спланирован: в нём должны быть предусмотрены время для пробуждения, гигиенических процедур, приёмов пищи, расписание уроков и перерывов, дневной сон (если это необходимо), прогулка и отход ко сну. Во время занятий педагог должен неоднократно напоминать правила поведения и план урока.
Один из ключевых моментов в успешном обучении – это поддержка со стороны взрослых. Если родители и учителя игнорируют проблемы или, что ещё хуже, применяют авторитарный стиль общения, это не только не даст хороших результатов, но и ухудшит ситуацию. Важно признавать достижения ребёнка и не скупиться на слова похвалы. В любых обстоятельствах отстаивайте его интересы и права.
Комфортные условия обучения ребенка с СДВГ на дому подразумевают следующее:
Подбор индивидуальной программы, с большей творческой составляющей для развития моторики и образного мышления (лепка, рисование).
Постоянство во времени и месте проведения занятий, поддержание комфортной обстановки для урока, без отвлекающих факторов.
Регулярная смена деятельности, внедрение в расписание перерывов с физкультминутками.
Таким образом, домашнее обучение ничем не уступает классическому в стенах школы, и будет наилучшим способом получения знаний для ребенка с СДВГ.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Анна Котова26174
Переходный возраст у школьников: особенности взросления мальчиков и девочек
Что такое переходный возраст и как вести себя с подростком разбираем в нашей статье.
Автор редакции
Редакция «за школой»26158
Какой IQ для ребенка считается нормальным?
Умственные способности детей, по мнению некоторых современных ученых, представляют собой врожденный и зависящий только от полученных ими генов показатель. В то же время другие исследователи уверены в том, что коэффициент интеллекта можно улучшить. Чтобы расширить возможности мозговой деятельности у ребенка, родителям стоит воспользоваться разработанными специалистами методиками.
Автор редакции
Редакция «за школой»22525
Учитель «валит» моего ребенка. Что делать, если педагог предвзят?
К сожалению, в школах нередки случаи учительского буллинга, когда преподаватель относится предвзято к ребенку и намеренно его «заваливает». Это неприятная ситуация, оставляющая отрицательный след на поведении школьника, который начинает убегать с уроков, ходить в школу без настроения и плохо учиться. Разберемся, как себя вести в такой ситуации ребенку и родителям.
Автор редакции
Кашеварова И.12561
Что делать если ребенка обзывают в школе? Советы родителям
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенка страдал от насмешек, дразнилок, откровенной травли или агрессии в школе. К сожалению, подобные издевательства, которые еще называют буллингом, - психологические или физические, направленные на одного и того же человека, - не редкость в школьной жизни.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)