Top.Mail.Ru

скидка на экстернат
для детей и взрослых

до 19.10 -60%
  • любое количество классов за год
  • уроки и аттестация в любое время
психология

03.01.2023

Школьный буллинг: эмоциональное насилие в школе

Время чтения 3 мин

просмотры 842

Школьный буллинг: эмоциональное насилие в школе

Время чтения 3 мин

просмотры 842

Школьный буллинг: эмоциональное насилие в школе

avatar

Автор редакции

Редакция «За школой»

03.01.2023

Время чтения 3 мин

просмотры 842

Официальные данные гласят, что на сегодня целых 52% школьников сталкиваются с буллингом, причем 15% детей держат это в секрете. Травля и издевательства в школе оказывают губительное влияние не только на жертв, но и на агрессоров, последователей, наблюдателей, защитников, приводят к психологическим проблемам во взрослом возрасте и иногда оборачиваются трагическим исходом. Из этой статьи вы узнаете, как понять, что ребенок подвергается буллингу, а главное, как в такой ситуации его защитить.

Чем опасен буллинг

Буллинг в школе — это систематическое физическое и эмоциональное насилие субъекта над более слабым объектом или конкурентом в борьбе за власть, имеющее разные виды и формы. Это может быть прямое физическое насилие, отбирание денег, порча вещей и бойкотирование, распускание нелицеприятных слухов, сплетни. Агрессор может быть один или их может быть несколько. Их действия могут ограничиваться не только школьными стенами, но и осуществляться за пределами школы, в частности, в социальных сетях (кибербуллинг). Причины проявлять подобное поведение могут быть разными. Е.О. Смирнова и Г.Р. Хузеева, исследователи в этой области, классифицировали три группы детей и подростков по принципу их мотивации к выбору жертвы для издевательств:

  • Целенаправленно-враждебная группа. Дети из нее чаще всего применяют прямое физическое насилие над слабыми детьми, которые не могут дать отпор. Действия не вызывают чувства вины, а следовательно, и чувство раскаяния в совершенных поступках;
  • Импульсивно-демонстративная группа. Дети с таким типом мотивации ведут себя агрессивно по отношению к жертвам для того, чтобы привлечь внимание окружающих, вызвать у них эмоциональную реакцию. В этом случае агрессия не принимает затяжной характер и проявляется ситуативно без чрезмерной жестокости.
  • Нормативно-инструментальная группа.  Дети этой группы воспринимают агрессию как норму в межличностном общении со сверстниками. Они используют преимущественно физическое воздействие для достижения конкретной цели.

Важно отметить, что буллинг — это явление, которое возникает не только в средних и старших классах, но даже в начальной школе. Младшеклассники чаще всего используют грубую физическую силу (бьют, пристают, щипают, толкают и др.), а с возрастом, когда словарный запас расширяется, начинают умело использовать эмоциональное насилие, оскорбления. Жертвами не обязательно становятся «‎аутсайдеры», сильно выделяющиеся на фоне других учеников внешним видом, поведением, интересами. Часто буллинг становится результатом борьбы за лидерство в классе.

В становлении объектом и субъектом буллинга большую роль играет социальная обстановка. Чаще всего такие дети подвергаются физическому и эмоциональному насилию дома, либо находятся под гиперопекой родителей, которые вызывают чувство беспомощность.

Жертвы школьного буллинга, как отмечают американские исследователи, чаще совершают уличные преступления: воровство, вандализм, участие в драках. Склонны к обману и бродяжничеству. Девушки, подвергшиеся буллингу в период взросления, чаще могут проявлять рискованное сексуальное поведение и впадать в зависимость от алкоголя и психотропных веществ.

Во время учебы жертвы испытывают в основном негативные эмоции (печаль, гнев, фрустрацию, апатию, стыд), что способствует снижению их успеваемости в школе, развитию депрессии и тревожности, появлению посттравматического расстройства, суицидальных мыслей. Агрессоры закрепляют в сознании деструктивную модель поведения и используют ее в будущем для достижения своих целей. У наблюдателей развивается чувство беспомощности, снижается самооценка.  Последователи зачастую выполняют всю «‎грязную работу» по приказу лидера из страха оказаться на месте жертвы и желания быть под защитой агрессора, присоединиться к его авторитету. Защитники рискуют также стать объектами буллинга.

Поведенческие паттерны, которые формируются на этапах становления личности, могут закрепиться и остаться со всеми участниками буллинга навсегда. Поэтому родителям и учителям так важно своевременно реагировать, предупреждать и искоренять травлю в школе.

Несмотря на определенные закономерности, от издевательств в свою сторону не застрахован никто. Как понять, что ваш ребенок подвергается травле, особенно если он принимает решение сохранить этот факт в секрете, вы узнаете ниже.

Как понять, что ваш ребенок — жертва

Буллинг в школе — к сожалению, частое явление в современных реалиях. Ряд исследователей связывают его возникновение не только с личностными особенностями детей и обстановкой в семье, но и с социальными условиями: закрытый коллектив, необходимость участия в учебном процессе и частом отсутствие возможности при желании покинуть коллектив. Больше половины школьников подвергаются травле, не все рассказывают об этом родителям. Поэтому следует внимательно относиться к рассказам детей об их школьной жизни и обращать внимание на ряд признаков, которые могут свидетельствовать о наличии угрозы. А именно:

  • ребенок плохо относится к школе, пользуется любой возможностью пропустить занятия или придумывает причину на них не ходить;
  • приходит домой после учебы в подавленном настроении; 
  • часто без видимой причины плачет, эмоционально дистанцируется от родителей, стремится к изоляции; 
  • перестает рассказывать о своей школьной жизни и об одноклассниках, отвечает на вопросы односложно расплывчато и неохотно, будто что-то недоговаривает;
  • испытывает проблемы со сном (бессонница, сонливость, частые кошмары и крики во сне) и аппетитом (отказывается от еды, ест совсем мало или переедает);
  • возвращается домой с синяками и ссадинами на лице или теле, с красными заплаканными, опухшими глазами, с порванной или сильно испачканной одеждой, со следами крови на ней;
  • обнаруживается, что он слишком часто теряет, забывает или «‎дарит» свои вещи, деньги на карманные расходы заканчиваются в разы быстрее;
  • перестает приглашать друзей домой и сам не ходит в гости (если раньше встречался с друзьями чаще);
  • хуже воспринимает учебный материал и чаще получает плохие оценки.

Конечно, иногда некоторые изменения в поведении ребенка могут быть связаны с наступлением подросткового периода, переосмыслением жизненных ценностей, переменами в организме, но исключать возможность буллинга, особенно при наличии физического, материального и эмоционального ущерба, не стоит.

Лучше решить ситуацию с буллингом в самом начале или предпринять все, чтобы ее не допустить, чем потом справляться с серьезными последствиями.

Как защитить ребенка от буллинга

Профилактика эмоционального и физического насилия в школе и борьба с ним начинается с осознания проблемы и формирования правильного отношения к ней родителей и учителей. После этого необходимо предпринять соответствующие меры.

Для профилактики школьного буллинга:

  • разговаривайте с педагогами, особенно с классным руководителем: с их помощью вы можете узнать об обстановке в классе и отношениях вашего ребенка с детьми, какие группы выделились в классе, есть ли «изгои», «белые вороны». Также благодаря разговорам вы можете понять, насколько педагог вовлечен в поддержании гармонии в коллективе: односложные, раздраженные и резкие ответы могут свидетельствовать о том, что учителя слабо интересует вопрос эмоционального и физического насилия в школе. Это позволит сделать вывод, что его мнению не следует сильно доверять, лучше побеседовать и с другими преподавателями, а в тяжелых случаях рассмотреть вопрос назначении другого классного руководителя;
  • просматривайте страницы одноклассников вашего ребенка в социальных сетях — информация доступна всем пользователям, поэтому не волнуйтесь, что нарушаете их личные границы. Обратите внимание на комментарии, фотографии, манеру общения школьников, не всплывают ли на чужих страницах разговоры о вашем ребенке. Наблюдение за страницей вашего ребенка также поможет вам лучше понять его настроение, узнать с кем он особенно дружит или наоборот конфликтует, каков градус этих конфликтов;
  • инициируете, если в школе не принято, или старайтесь всегда участвовать в мероприятиях по сплочению школьного коллектива и детского, и родительского. Просите классного руководителя при необходимости привлекать к работе с учениками школьных психологов. Информируйте других родителей и своего ребенка о возможности побеседовать со специалистом в сложной ситуации;
  • оцените обстановку в вашей семье, корректируйте поведение, если выявили проблемы: частые ссоры, конфликты, эмоциональное насилие в отношение ребенка, в отношених между родителями.

Если ваш ребенок стал объектом школьного буллинга:

  • наблюдайте за ребенком, прислушивайтесь к нему, относитесь к его словам серьезно — разговоры о травле со стороны учителей или одноклассников не возникают на ровном месте;
  • ни в коем случае не говорите ребенку, что он слабый, сам виноват, спровоцировал одноклассников своим поведением — таким образом вы встаете на сторону агрессоров. Вы всегда должны быть на стороне своего ребенка, вы важная фигура в его жизни, особенно на этапе формирования личности;
  • говорите ребенку о его достоинствах (часто жертвы буллинга испытывают проблемы с самооценкой, неуверенность в себе) — необходимо постараться сделать все, чтобы сохранить адекватное восприятие ребенка себя. Можно порекомендовать ему попробовать не вовлекаться в конфликт, представить, будто он окружен непроницаемой стеной, ведь эмоции жертвы — это чаще всего то, чего ожидает агрессор, что его подстегивает. Отличным вариантом было бы предложить ребенку позаниматься с квалифицированным психологом;
  • если вышепредставленные рекомендации не помогают, обращайтесь к руководству школы, к преподавателям, организуйте беседу с родителями обидчика. Возможно, стоит рассмотреть вариант смены школы;
  • если после этого изменения не наблюдаются, обращайтесь в соответствующие инстанции: буллинг влечет уголовную ответственность, регулируется статьями 111, 167 ч.2, чт. 212, статьями 214, 116 УК РФ и др. Обратитесь к юристу, который подскажет, как собрать доказательную базу (это может быть запись на диктофон, купленный в России с сохраненным чеком, скриншоты переписок, оценка материального и морального ущерба). И далее — в судебные инстанции.

Школьный буллинг — это ситуация, которую не пожелаешь никому. В уязвимое положение попадают все участники, а наибольший психологический, часто и физический вред наносится жертве.

Наблюдайте за вашим ребенком, слушайте его, обращайте внимания на изменения в его поведении, помните о профилактических мерах и мерах борьбы с буллингом в отношении вашего ребенка. Выделенные выше рекомендации вам в этом помогут.

Заключение

Большая часть школьников сталкиваются с буллингом в разных его проявлениях: эмоциональное насилие, в том числе, бойкотирование, распускание слухов, сплетен, манипулирование, давление, угрозы и физическое насилие. Жертвой в определенных обстоятельствах может оказаться каждый. Чаще всего жертвами и агрессорами становятся дети, сталкивающиеся с эмоциональным и физическим насилием в семье.

Школьный буллинг приводит к серьезным психологическим проблемам всех его участников. Жертвы становятся более склонны к девиантному поведению, зависимостям, суицидальным мыслям, ряду психических расстройств. Агрессор закрепляет модель поведения как рабочую и использует ее во взрослой жизни.

Будьте надежной опорой для вашего ребенка, внимательно слушайте его, серьезно относитесь к его проблемам, занимайтесь профилактикой школьного буллинга и предпринимайте соответствующие меры при его возникновении. Сохраняйте благополучную обстановку в семье. Вы очень важная фигура в жизни вашего ребенка, в ваших силах помочь ему, сделать все возможное, чтобы ликвидировать травлю.

image

пройдите бесплатный профтест

узнайте какая профессия больше подходит именно вам

примерьте на себя обучение

попробуйте неделю бесплатно

  • более 10 000 материалов на платформе
  • интерактивные задания
  • записи уроков и мини-лекции к темам
  • допольнительные материалы и презентации уроков
или напишите нам в чат
whatsapp telegram email

получите бесплатный доступ к платформе

    нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных в соответствии с политикой конфиденциальности