Автор редакции
Редакция «За школой»
03.01.2023
Школьный буллинг: эмоциональное насилие в школе
Время чтения 3 мин
930
Школьный буллинг: эмоциональное насилие в школе
Время чтения 3 мин
Автор редакции
Редакция «За школой»
930
Школьный буллинг: эмоциональное насилие в школе
Автор редакции
Редакция «За школой»
03.01.2023
Время чтения 3 мин
930
Официальные данные гласят, что на сегодня целых 52% школьников сталкиваются с буллингом, причем 15% детей держат это в секрете. Травля и издевательства в школе оказывают губительное влияние не только на жертв, но и на агрессоров, последователей, наблюдателей, защитников, приводят к психологическим проблемам во взрослом возрасте и иногда оборачиваются трагическим исходом. Из этой статьи вы узнаете, как понять, что ребенок подвергается буллингу, а главное, как в такой ситуации его защитить.
Чем опасен буллинг
Буллинг в школе — это систематическое физическое и эмоциональное насилие субъекта над более слабым объектом или конкурентом в борьбе за власть, имеющее разные виды и формы. Это может быть прямое физическое насилие, отбирание денег, порча вещей и бойкотирование, распускание нелицеприятных слухов, сплетни. Агрессор может быть один или их может быть несколько. Их действия могут ограничиваться не только школьными стенами, но и осуществляться за пределами школы, в частности, в социальных сетях (кибербуллинг). Причины проявлять подобное поведение могут быть разными. Е.О. Смирнова и Г.Р. Хузеева, исследователи в этой области, классифицировали три группы детей и подростков по принципу их мотивации к выбору жертвы для издевательств:
- Целенаправленно-враждебная группа. Дети из нее чаще всего применяют прямое физическое насилие над слабыми детьми, которые не могут дать отпор. Действия не вызывают чувства вины, а следовательно, и чувство раскаяния в совершенных поступках;
- Импульсивно-демонстративная группа. Дети с таким типом мотивации ведут себя агрессивно по отношению к жертвам для того, чтобы привлечь внимание окружающих, вызвать у них эмоциональную реакцию. В этом случае агрессия не принимает затяжной характер и проявляется ситуативно без чрезмерной жестокости.
- Нормативно-инструментальная группа. Дети этой группы воспринимают агрессию как норму в межличностном общении со сверстниками. Они используют преимущественно физическое воздействие для достижения конкретной цели.
Важно отметить, что буллинг — это явление, которое возникает не только в средних и старших классах, но даже в начальной школе. Младшеклассники чаще всего используют грубую физическую силу (бьют, пристают, щипают, толкают и др.), а с возрастом, когда словарный запас расширяется, начинают умело использовать эмоциональное насилие, оскорбления. Жертвами не обязательно становятся «аутсайдеры», сильно выделяющиеся на фоне других учеников внешним видом, поведением, интересами. Часто буллинг становится результатом борьбы за лидерство в классе.
В становлении объектом и субъектом буллинга большую роль играет социальная обстановка. Чаще всего такие дети подвергаются физическому и эмоциональному насилию дома, либо находятся под гиперопекой родителей, которые вызывают чувство беспомощность.
Жертвы школьного буллинга, как отмечают американские исследователи, чаще совершают уличные преступления: воровство, вандализм, участие в драках. Склонны к обману и бродяжничеству. Девушки, подвергшиеся буллингу в период взросления, чаще могут проявлять рискованное сексуальное поведение и впадать в зависимость от алкоголя и психотропных веществ.
Во время учебы жертвы испытывают в основном негативные эмоции (печаль, гнев, фрустрацию, апатию, стыд), что способствует снижению их успеваемости в школе, развитию депрессии и тревожности, появлению посттравматического расстройства, суицидальных мыслей. Агрессоры закрепляют в сознании деструктивную модель поведения и используют ее в будущем для достижения своих целей. У наблюдателей развивается чувство беспомощности, снижается самооценка. Последователи зачастую выполняют всю «грязную работу» по приказу лидера из страха оказаться на месте жертвы и желания быть под защитой агрессора, присоединиться к его авторитету. Защитники рискуют также стать объектами буллинга.
Поведенческие паттерны, которые формируются на этапах становления личности, могут закрепиться и остаться со всеми участниками буллинга навсегда. Поэтому родителям и учителям так важно своевременно реагировать, предупреждать и искоренять травлю в школе.
Несмотря на определенные закономерности, от издевательств в свою сторону не застрахован никто. Как понять, что ваш ребенок подвергается травле, особенно если он принимает решение сохранить этот факт в секрете, вы узнаете ниже.
Как понять, что ваш ребенок — жертва
Буллинг в школе — к сожалению, частое явление в современных реалиях. Ряд исследователей связывают его возникновение не только с личностными особенностями детей и обстановкой в семье, но и с социальными условиями: закрытый коллектив, необходимость участия в учебном процессе и частом отсутствие возможности при желании покинуть коллектив. Больше половины школьников подвергаются травле, не все рассказывают об этом родителям. Поэтому следует внимательно относиться к рассказам детей об их школьной жизни и обращать внимание на ряд признаков, которые могут свидетельствовать о наличии угрозы. А именно:
- ребенок плохо относится к школе, пользуется любой возможностью пропустить занятия или придумывает причину на них не ходить;
- приходит домой после учебы в подавленном настроении;
- часто без видимой причины плачет, эмоционально дистанцируется от родителей, стремится к изоляции;
- перестает рассказывать о своей школьной жизни и об одноклассниках, отвечает на вопросы односложно расплывчато и неохотно, будто что-то недоговаривает;
- испытывает проблемы со сном (бессонница, сонливость, частые кошмары и крики во сне) и аппетитом (отказывается от еды, ест совсем мало или переедает);
- возвращается домой с синяками и ссадинами на лице или теле, с красными заплаканными, опухшими глазами, с порванной или сильно испачканной одеждой, со следами крови на ней;
- обнаруживается, что он слишком часто теряет, забывает или «дарит» свои вещи, деньги на карманные расходы заканчиваются в разы быстрее;
- перестает приглашать друзей домой и сам не ходит в гости (если раньше встречался с друзьями чаще);
- хуже воспринимает учебный материал и чаще получает плохие оценки.
Конечно, иногда некоторые изменения в поведении ребенка могут быть связаны с наступлением подросткового периода, переосмыслением жизненных ценностей, переменами в организме, но исключать возможность буллинга, особенно при наличии физического, материального и эмоционального ущерба, не стоит.
Лучше решить ситуацию с буллингом в самом начале или предпринять все, чтобы ее не допустить, чем потом справляться с серьезными последствиями.
Как защитить ребенка от буллинга
Профилактика эмоционального и физического насилия в школе и борьба с ним начинается с осознания проблемы и формирования правильного отношения к ней родителей и учителей. После этого необходимо предпринять соответствующие меры.
Для профилактики школьного буллинга:
- разговаривайте с педагогами, особенно с классным руководителем: с их помощью вы можете узнать об обстановке в классе и отношениях вашего ребенка с детьми, какие группы выделились в классе, есть ли «изгои», «белые вороны». Также благодаря разговорам вы можете понять, насколько педагог вовлечен в поддержании гармонии в коллективе: односложные, раздраженные и резкие ответы могут свидетельствовать о том, что учителя слабо интересует вопрос эмоционального и физического насилия в школе. Это позволит сделать вывод, что его мнению не следует сильно доверять, лучше побеседовать и с другими преподавателями, а в тяжелых случаях рассмотреть вопрос назначении другого классного руководителя;
- просматривайте страницы одноклассников вашего ребенка в социальных сетях — информация доступна всем пользователям, поэтому не волнуйтесь, что нарушаете их личные границы. Обратите внимание на комментарии, фотографии, манеру общения школьников, не всплывают ли на чужих страницах разговоры о вашем ребенке. Наблюдение за страницей вашего ребенка также поможет вам лучше понять его настроение, узнать с кем он особенно дружит или наоборот конфликтует, каков градус этих конфликтов;
- инициируете, если в школе не принято, или старайтесь всегда участвовать в мероприятиях по сплочению школьного коллектива и детского, и родительского. Просите классного руководителя при необходимости привлекать к работе с учениками школьных психологов. Информируйте других родителей и своего ребенка о возможности побеседовать со специалистом в сложной ситуации;
- оцените обстановку в вашей семье, корректируйте поведение, если выявили проблемы: частые ссоры, конфликты, эмоциональное насилие в отношение ребенка, в отношених между родителями.
Если ваш ребенок стал объектом школьного буллинга:
- наблюдайте за ребенком, прислушивайтесь к нему, относитесь к его словам серьезно — разговоры о травле со стороны учителей или одноклассников не возникают на ровном месте;
- ни в коем случае не говорите ребенку, что он слабый, сам виноват, спровоцировал одноклассников своим поведением — таким образом вы встаете на сторону агрессоров. Вы всегда должны быть на стороне своего ребенка, вы важная фигура в его жизни, особенно на этапе формирования личности;
- говорите ребенку о его достоинствах (часто жертвы буллинга испытывают проблемы с самооценкой, неуверенность в себе) — необходимо постараться сделать все, чтобы сохранить адекватное восприятие ребенка себя. Можно порекомендовать ему попробовать не вовлекаться в конфликт, представить, будто он окружен непроницаемой стеной, ведь эмоции жертвы — это чаще всего то, чего ожидает агрессор, что его подстегивает. Отличным вариантом было бы предложить ребенку позаниматься с квалифицированным психологом;
- если вышепредставленные рекомендации не помогают, обращайтесь к руководству школы, к преподавателям, организуйте беседу с родителями обидчика. Возможно, стоит рассмотреть вариант смены школы;
- если после этого изменения не наблюдаются, обращайтесь в соответствующие инстанции: буллинг влечет уголовную ответственность, регулируется статьями 111, 167 ч.2, чт. 212, статьями 214, 116 УК РФ и др. Обратитесь к юристу, который подскажет, как собрать доказательную базу (это может быть запись на диктофон, купленный в России с сохраненным чеком, скриншоты переписок, оценка материального и морального ущерба). И далее — в судебные инстанции.
Школьный буллинг — это ситуация, которую не пожелаешь никому. В уязвимое положение попадают все участники, а наибольший психологический, часто и физический вред наносится жертве.
Наблюдайте за вашим ребенком, слушайте его, обращайте внимания на изменения в его поведении, помните о профилактических мерах и мерах борьбы с буллингом в отношении вашего ребенка. Выделенные выше рекомендации вам в этом помогут.
Заключение
Большая часть школьников сталкиваются с буллингом в разных его проявлениях: эмоциональное насилие, в том числе, бойкотирование, распускание слухов, сплетен, манипулирование, давление, угрозы и физическое насилие. Жертвой в определенных обстоятельствах может оказаться каждый. Чаще всего жертвами и агрессорами становятся дети, сталкивающиеся с эмоциональным и физическим насилием в семье.
Школьный буллинг приводит к серьезным психологическим проблемам всех его участников. Жертвы становятся более склонны к девиантному поведению, зависимостям, суицидальным мыслям, ряду психических расстройств. Агрессор закрепляет модель поведения как рабочую и использует ее во взрослой жизни.
Будьте надежной опорой для вашего ребенка, внимательно слушайте его, серьезно относитесь к его проблемам, занимайтесь профилактикой школьного буллинга и предпринимайте соответствующие меры при его возникновении. Сохраняйте благополучную обстановку в семье. Вы очень важная фигура в жизни вашего ребенка, в ваших силах помочь ему, сделать все возможное, чтобы ликвидировать травлю.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Анна Котова27888
Переходный возраст у школьников: особенности взросления мальчиков и девочек
Что такое переходный возраст и как вести себя с подростком разбираем в нашей статье.
Автор редакции
Редакция «за школой»27273
Какой IQ для ребенка считается нормальным?
Умственные способности детей, по мнению некоторых современных ученых, представляют собой врожденный и зависящий только от полученных ими генов показатель. В то же время другие исследователи уверены в том, что коэффициент интеллекта можно улучшить. Чтобы расширить возможности мозговой деятельности у ребенка, родителям стоит воспользоваться разработанными специалистами методиками.
Автор редакции
Редакция «за школой»24008
Учитель «валит» моего ребенка. Что делать, если педагог предвзят?
К сожалению, в школах нередки случаи учительского буллинга, когда преподаватель относится предвзято к ребенку и намеренно его «заваливает». Это неприятная ситуация, оставляющая отрицательный след на поведении школьника, который начинает убегать с уроков, ходить в школу без настроения и плохо учиться. Разберемся, как себя вести в такой ситуации ребенку и родителям.
Автор редакции
Кашеварова И.13189
Что делать если ребенка обзывают в школе? Советы родителям
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенка страдал от насмешек, дразнилок, откровенной травли или агрессии в школе. К сожалению, подобные издевательства, которые еще называют буллингом, - психологические или физические, направленные на одного и того же человека, - не редкость в школьной жизни.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)