Автор редакции
Мингачева Галия
06.01.2023
Как физическая активность влияет на мозг и помогает лучше учиться
Время чтения 12 мин
1904
Как физическая активность влияет на мозг и помогает лучше учиться
Время чтения 12 мин
Автор редакции
Мингачева Галия
1904
Как физическая активность влияет на мозг и помогает лучше учиться
Автор редакции
Мингачева Галия
06.01.2023
Время чтения 12 мин
1904
Человеческий организм остро нуждается в физической активности. За последние несколько десятков лет наша жизнь в корне изменилась – люди стали все больше переходят на сидячий образ жизни, переходят на удаленную (онлайн) работу и обучение, много времени проводят сидя за компьютером дома или на работе. Особенно сильно от этого страдают современные дети. Для полноценного развития и сохранения баланса им просто необходимо больше времени проводить на свежем воздухе: бегать, гулять, прыгать, играть в подвижные игры.
Занятия спортом не только помогают поддерживать себя в форме физически, но также влияют на работу головного мозга. Все это происходит из-за того, что при физической активности увеличивается частота сердцебиения и к мозгу активно приливает кровь. А еще чем чаще и глубже человек дышит, тем больше кислорода поступает в кровоток. Это способствует образованию нервных клеток в головном мозге, которые как раз и отвечают за нашу память и мышление. Но главное — благодаря активным занятиям спортом мозг увеличивается в объеме. Давайте разберемся подробнее, как физические упражнения влияют на наш мозг.
Кровообращение в головном мозге улучшается не только во время физической активности, но и в другое время, если только человек занимается систематически. Именно поэтому у профессиональных спортсменов и многолетних любителей спорта сердечно-сосудистая система и сердце отдают больше крови за каждый удар. А вот если вы перестаете часто заниматься, то эффект быстро теряется.
Нервные клетки общаются между собой химическим и электрическим путем. Иногда электрические импульсы могут возбуждать целые сети нейронов одновременно — так образуются мозговые волны. Они различаются по частоте колебаний и связаны с нашим эмоциональным состоянием и типом умственной активности.
Низкочастотные волны возникают, когда мы делаем что-то на автомате: чистим зубы, моем посуду, едем в транспорте или просто спим. Высокочастотные волны, или бета-волны, появляются, когда мы вовлечены в активную умственную деятельность. Они связаны с вниманием, памятью и обработкой информации.
Исследователи обнаружили, что аэробные упражнения (бег, ходьба, плавание, лыжи, велосипед и другая цикличная кардионагрузка) вызывают сдвиг в амплитуде и частоте мозговых волн. Возникает больше бета-волн, а это означает, что человек в этот момент более сфокусирован и сосредоточен. Этот эффект не теряется сразу же после окончания занятий, а еще сохраняется определенное время. Поэтому активные и подвижные дети отличаются быстротой реакции, внимательностью, высокой концентрацией, в быстро меняющихся условиях (учебных или любых других) их мозг работает в ином режиме, чем у менее подвижных детей.
Из всего вышесказанного, можем сделать вывод, что активный человек быстрее реагирует на изменяющиеся условия, принимает решения, более сконцентрирован и внимателен к деталям. Упражнения приводят вас в состояние повышенной готовности к изменяющимся условиям. Поэтому после тренировки самое лучшее время для обучения, принятия решений и генерации идей.
Новые связи между нейронами
Со временем упражнения могут не только увеличить количество нейронов в мозге, но и изменить способ их взаимодействия. В ходе одного из исследований обнаружилось: у легкоатлетов, которые занимались бегом по пересечённой местности, укрепились связи между областями мозга, отвечающими за память, внимание, принятие решений, многозадачность и обработку сенсорной информации. В этих же областях при неактивном образе жизни нейронные связи с возрастом обычно сильно повреждаются.
Связи между нейронами, которые задействуются, когда человек бежит — выбирает маршрут, старается не споткнуться и сохранить темп, — постепенно укрепляются. Они остаются сильными даже в состоянии покоя. К тому же учёные выяснили, что у бегунов ослабевают связи в области мозга, ассоциированной с потерей внимания, — а это значит, что повышаются навыки концентрации.
Влияние физической активности на обучение детей
А что же на счет обучения в школе? Если ребенок занимается спортом (физкультурой) или регулярно активен, он автоматически создает здоровый баланс для школьного обучения. Мы уже говорили выше о том, что упражнения могут влиять на различные процессы в организме таким образом, что они помогают снизить стресс. Этот эффект также возникает, если во время обучения ребенок, например, многократно вставляет короткие перерывы для движения. Например, включает в распорядок физкультминутку, разминку для суставов, зарядку, гимнастику для спины и шеи и другие виды активности, которая может быстро привести в тонус, снизить показатели усталости и провести смену деятельности.
Если ребенок регулярно занимается физкультурой, независимо от вида спорта, он научится сосредотачиваться на главном. Если это в секции футбола или других спортивных игр, каждая маленькая невнимательность немедленно превращается в поражение. Если он участвует в соревнованиях по плаванию, он должен мобилизовать все свои координационные способности, выносливость и силу именно на это короткое время. И если он играет в теннис, ему приходится снова и снова возвращать свое внимание к игре после потери очка. Эта способность концентрироваться в решающий момент также принесет пользу ребенку при учебе в школе, на важных контрольных и на экзаменах.
Приведем примеры, какая физическая активность (упражнения) лучшего всего влияют на мозг и помогают в обучении.
- Гимнастика способствует улучшению кровообращения всего организма и усиливает питание мозга.
- Прогулки на свежем воздухе. Если ребенок устал и не можете решить какую-то задачу, хорошей идеей будет выйти на свежий воздух. Даже не длительная прогулка приводит к озарению и новым мыслям.
- Плавание – это один из самых безопасных видов физической нагрузки, которая благотворно влияет на работу мозга. Во время плавания работают не только все группы мышц, но и осуществляется дыхательные нагрузки, которые обогащают мозг кислородом.
- Дыхательная гимнастика не требует уделять ей отдельного времени. Ее можно выполнять дома, в школе, во время отдыха или при выполнении каких-то дел. Она снабжает мозг кислородом, улучшает память.
- Йога и другие виды фитнеса для развития гибкости и растяжки (пилатес, стретчинг, body balance) будут способствовать развитию не только гибкость тела, но и ума.
- Танцы – это особый вид спорта. Занятия приносят удовольствие, поднимают настроение, развивают координацию и эстетику движений, заставляют мозг запоминать связки и движения и воспроизводить их.
- Езда на велосипеде – это и кардионагрузка, и времяпровождение на свежем воздухе. Укрепляет сосуды, улучшает работу сердца.
- Очень полезны любые игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон).
Как правильно выбрать вид физические нагрузок и какие правила нужно соблюдать, чтобы физические нагрузки приносили максимум пользы вашему организму?
- Если вы заботитесь об интеллекте своего ребенка, то выбирайте не травмоопасный вид спорта.
- Занятия должны проходить в таком режиме, чтобы ребенок не чувствовал истощенность. Должна быть легкая усталость, которая после отдыха сменяется приливом сил.
- Не увлекаться частыми экстремальными видами спорта. Выброс адреналина вызывает активность мозга, но она направлена на выживание. А нам нужно стабильное состояние работоспособности и активности мозга.
- Очень важна регулярность занятий.
- Ребенку важно выработать привычку. Спорт или физическая активность должны постоянно присутствовать в его жизни.
- Чтобы выработать привычку, нужно попробовать разные виды спорта и выбрать тот, который приносит наибольшее удовольствие. Ребенку намного легче привыкнуть к чему-то приятному и тому, что не вводит его в состояние истощения, и не забросить это дело, чем пытаться себя заставлять.
- Вы должны понимать, что любая, даже минимальная физическая активность влияет на мозг, улучшается и тело, и здоровье.
- Активный образ жизни – это важная составляющая жизни человека. Она способствует саморазвитию, поддержанию тела в тонусе, прекрасной физической форме.
Влияние физической активности на мозг человека трудно переоценить. Укрепление сосудов, выработка гормонов счастья серотонина и дофамина, укрепление нервной системы за счет более быстрого роста и восстановления нервных клеток, увеличение гипоталамуса и коры головного мозга – всего этого можно достичь занимаясь даже небольшими физическими нагрузками 30 минут 3 раза в неделю. Для детей школьного возраста это более, чем реально.
Имеет смысл попробовать разные виды физической активности (их большое множество, некоторые из них были перечислены в данной статье) и остановиться на каком-то одном или двум, приносящим большее удовлетворения. Выработав определенные привычки, связанные с регулярной физической и двигательной активностью, которые всецело закрепятся в образе жизни вашего ребенка, можно достичь успехов в учебе, повысить уровень определенных качеств ребенка, необходимых в учебе и в жизни (внимательность, концентрация, быстрое принятие решений, способность подстраиваться под быстро изменяющиеся условия, улучшение памяти и сообразительности и др).
Выходит, что спорт дает долгосрочный положительный эффект: человек не просто может лучше решать умственные задачи непосредственно после тренировки, а становится сообразительнее в принципе. И если он достаточно активен, с годами эта способность только улучшается.
Спорт не волшебная таблетка, которая сделает вас умнее. Но он поможет мозгу стать здоровее и активнее, а вам — внимательнее, рассудительнее и счастливее.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Кашеварова Инга10652
До скольки можно детям гулять без родителей
Самостоятельные прогулки для детей - это важный этап их развития, который помогает им стать самостоятельными и независимыми. Однако, вопрос о том, до и со скольки лет дети могут гулять без родителей, является предметом обсуждения и вызывает различные мнения.
Автор редакции
Мингачева Галия10127
Формирование здорового образа жизни у школьников. На что обратить внимание
Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Это напрямую зависит от нас - каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Будет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения, станет ли здоровый образ жизни не просто образом, а стилем жизни современных детей?
Автор редакции
Ельцина Елена Николаевна, психолог9078
Молодёжный сленг: проблема или норма?
Каждый день мы вступаем в коммуникацию, используя при этом вербальные и невербальные возможности. Невербальное общение – это передача информации без использования слов, то есть основным «языком» служит тело. В противовес невербальному общению идёт вербальное – это привычная для нас коммуникация, при помощи слов. Сегодня мы остановимся на общении, в котором без речи не обойтись. Задумывались ли вы, что с каждым годом наш язык приобретает всё новые и новые речевые обороты?
Автор редакции
Редакция «за школой»4407
Грызёт карандаши, отвлекается в смартфон, и другие вредные привычки школьников
Часто ли вы замечаете, какие привычки уже успели сформироваться у вашего ребенка? Многие привычки появляются у детей уже в раннем возрасте и остаются с ними на очень длительный промежуток времени и даже на всю жизнь. Сложность в корректировке поведения заключается в том, что в основном данные проявления являются неосознанными.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)