Ко всем материалам

Почему ребенок прогуливает школу? Что делать родителям?

Статистика показывает, что число школьных прогулов резко возрастает с переходом ребенка из начальной школы в среднюю. Больше половины от этого числа - хронические прогульщики.

книжка Время чтения 10 минут
Почему ребенок прогуливает школу? Что делать родителям?

Статистика показывает, что число школьных прогулов резко возрастает с переходом ребенка из начальной школы в среднюю. Больше половины от этого числа - хронические прогульщики. Вот только критериев четкого определения хронических прогулов нет. В российских школах существует понятие “количество пропущенных уроков в год”, по нему и ориентируются. В норме показатели этого критерия не должны превышать 24-х дней в год. Если ребенок отсутствует в школе больше 15 дней без уважительной причины, это является поводом для постановки его на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. 

Что способствует нежеланию ребенка посещать школу? Огромное количество факторов. В первую очередь они связаны с взаимоотношениями внутри семьи и с семейными ценностями. Не нужно быть великим психологом или педагогом, чтобы понять, что те дети, что находятся в неблагополучных семьях и предоставлены сами себе - с трудом уживаются с самоорганизацией и мотивацией учиться. Их организм, всегда пребывая в условиях нестабильности, выплескивает большое количество кортизола - гормона стресса, который является худшим врагом обучения. 

Но как обстоят дела с менее однозначными ситуациями? Когда семья благополучна и внимательна к ребенку, а проблема прогулов все равно актуальна? Стоит обратить внимание на культивируемые ценности семьи, касаемые образования. Порой достаточно одной брошенной фразы о школе с негативным окрасом, чтобы зародить в ребенке такое же мнение. Это часто бывает с теми детьми, которые в хороших, крепких отношениях с родителями. Ведь принять иное, различное от родителя мнение - значит отдалиться от родителя. А разве этого хочет ребенок? Поэтому фразы в стиле: “Эта Марья Ивановна сама мало что понимает” запросто могут навсегда уничтожить позитивное отношение ребенка к данному педагогу и всему учебному процессу. Если в семье не культивируются ценности обучения и в негативном ключе обсуждаются образовательные моменты, то ребенку будет очень трудно найти в себе мотивацию иметь дело со школой. 

Также стоит обратить на степень дозволенности и свободы, допустимый в семье. Часто школу прогуливают именно те, кому под страхом смертной казни ее прогуливать нельзя. Вот такой парадокс. Чем строже реагируют родители, тем больше растет в ребенке дух противоборства. Порой желание сделать назло превышает последствия данного поступка. 

Но самая распространенная причина школьных прогулов - формирование своего авторитета и общественного мнения. Любой ребенок, переходя из начальной школы в среднюю, терпит огромную трансформацию всех своих жизненных процессов. Новые педагоги, правила обучения, усиленная нагрузка накладываются на гормональные изменения в организме школьника. Тот еще коктейль. Плюс стоит учитывать расширение общения, ведь взаимодействие со старшими сверстниками становится чаще. Все это часто провоцирует ребенка на то, чтобы показать свою крутость, ловкость и значимость. Происходят прогулы, которые быстро стирают грань между “ничего страшного не произойдет” и “я уже ничего не понимаю”. Ребенку действительно трудно вернуться в школу, по трем причинам: 

  1. Он упустил программу и уже не может самостоятельно понять, что к чему. Ситуация безуспешности не может мотивировать на результат.
  2. Его появление провоцирует разборки. Воспитательные беседы ведуться с ребенком классным руководителем, соцпедагогом, психологом, директором. Потом все тоже самое проделывается с его родителями. Ребенку проще не начинать вращать это колесо Сансары.
  3. Приход ребенка в школу часто самими педагогами преподносится как явление Христа народу. Язвительные замечания, возгласы и удивления привлекают к ребенку излишнее внимание, порождая в нем желание поскорее отсюда “смыться”.


Так что же делать? В первую очередь принять тот факт, что борьба с прогулами - процесс небыстрый. Стоит дать понять школе, что вы тоже заинтересованы в решении этой проблемы, бросаете на нее все силы, но при этом четко обозначить два ваших требования: держать с вами регулярный контакт и обеспечить спокойную, адекватную реакцию при посещении ребенка школы. 

И, конечно, без разговора с самим ребенком дело не обойдется. Спросите его, осознает ли он последствия своего решения, видит ли он в этом проблему? Спросите его, а не предложите, о путях решения. Каким он видит выход из этого? Возможно, эффективным будет внедрение в ваши будни дня официального прогула, когда ребенок раз в две недели может не идти в школу просто потому, что он не хочет. Ведь ребенок в своих глазах будто бы уже и не ребенок, а вполне себе взрослый человек, который сам решает, что и когда он делает. Плюс последствия своего решения он тоже будет преодолевать “по-взрослому”. Решил не приходить в день контрольной? Договорись с учителем о дне пересдачи.

Заверьте ребенка, что школа не видит в нем врага. И никто не стремится его задеть или подколоть. Предварительно обсудите с классным руководителем, что возобновление посещения не будет восприниматься сенсацией. Прогулы - это не “пустячковая” проблема, которая случается только с неблагополучными семьями. Любой, самый послушный ребенок на свете, может столкнуться с ней. Это своего рода лабиринт, проходя который, придется попетлять. Главное помнить - выход все-таки существует. 

background

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:

  • Доступ к платформе
    онлайн-школы на 7 дней
  • 1 пробный день
    в онлайн-школе
  • 1 урок с репетитором
    по любому предмету
  • Диагностику гибких
    навыков у ребенка
Введите телефон*

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных