Ко всем материалам

Ни минуты покоя. Неусидчивый ребенок и обучение в школе

Неусидчивый и чрезмерно активный ребенок доставляет родителям достаточно много хлопот, но особенно остро это ощущается при поступлении в школу. Чтобы ребенок легче проходил социализацию и адаптировался к обучению, важно определить первопричины невнимательности. Часто неусидчивость является лишь следствием кризиса взросления или психологических проблем, а не СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

книжка Время чтения 10 минут
Ни минуты покоя. Неусидчивый ребенок и обучение в школе

Гиперактивность или невнимательность?

Главное отличие гиперактивности от обычной активности и невнимательности заключается в способности контролировать себя. Ребенок с СДВГ не может самостоятельно или с помощью близких успокоиться, когда это необходимо. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивность — нейропсихиатрическое расстройство. Для людей с таким диагнозом свойственны импульсивность, невнимательность и беспокойство, нетипичные возрасту. Подобные отклонения в состоянии здоровья наблюдаются с раннего детства и могут иметь как генетический, так и приобретенный характер.

Гиперактивность является устойчивым состоянием, которое наблюдается за ребенком практически всегда — на улице, дома, в школе, на дополнительных занятиях и кружках, в гостях. Такие дети могут совершать опрометчивые и порой очень опасные поступки, ведь они не задумываются о возможной угрозе их здоровью или жизни.

Составляя психологический портрет гиперактивного ребенка, можно отметить следующие особенности:

  • постоянно движется и не может долгое время заниматься одним делом;
  • неуправляем — такие дети практически игнорируют любые уговоры, запреты и даже угрозы;
  • много и очень быстро говорит, глотает слова, что приводит к нечеткости речи, перебивает и не дает собеседнику высказаться;
  • такого ребенка очень проблематично уложить спать, а, если это и удалось, то спит человек с СДВГ беспокойно;
  • дети с подобным психическим расстройством не способны контролировать агрессию, поэтому часто являются зачинщиками конфликтных ситуаций, толкаются, кусаются, дерутся, пуская в ход любые предметы, которые находятся под рукой.

Также одной из неочевидных, но бесспорных черт гиперактивного ребенка является неспособность ждать, поэтому очередь в магазине или поликлинике для таких детей просто невыносима.

Если ребенок проявляет повышенную активность и непослушание исключительно дома или в школе, то, вероятнее всего, проблема кроется в совершенно иных факторах. Здоровые и подвижные дети достаточно часто бывают неугомонными, что может напрягать взрослых. Однако такое поведение обусловлено определенными факторами и является не постоянным, а временным.

Дети дошкольного возраста и младшие школьники могут достаточно агрессивно себя вести, кричать, капризничать и даже пробовать кусаться или биться. В подобной ситуации родителям необходимо больше внимания уделить развитию эмоционального интеллекта крохи.

Что делать с гиперактивным ребенком?

Воспитывая гиперактивного ребенка, специалисты рекомендуют придерживаться метода поощрения. За хорошее поведение, а также выполнение каких-либо заданий ребенок может получать вознаграждение. Однако практикуя подобные методы, нужно помнить, что поставленные задачи обязаны соответствовать реальным возможностям ребенка. Вознаграждение за приложенные усилия дети с СДВГ также должны получать максимально быстро. 

Советы для родителей, воспитывающих гиперактивного ребенка

Родителям ребенка с СДВГ необходимо пересмотреть свое поведение и отношение к ребенку:  

  • будьте тверды и последовательны в воспитании;
  • стройте доверительные взаимоотношения с ребенком, в основе которых будет лежать взаимопонимание;
  • держите поведение ребенка под строгим контролем, но не навязывайте жестких рамок и правил;
  • не давайте детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью категорических указаний;
  • старайтесь максимально неожиданно реагировать на действия ребенка, например, пошутите над ситуацией, повторите действия или сделайте фото;
  • если хотите быть услышанными, множество раз повторяйте просьбу одними и теми же словами;
  • не заставляйте ребенка извиняться за совершенные им поступки;
  • установите четкий распорядок дня не только для ребенка, но и для всех членов семьи;
  • оградите ребенка СДВГ от продолжительного просмотра телевизора или игр за компьютером.  

Старайтесь не записывать ребенка на чрезмерно большое количество кружков и секций, ведь таким образом вы лишь усугубите ситуацию. Предъявление завышенных требований, а также существенное увеличение нагрузок является наиболее частой причиной переутомляемости, что в свою очередь ведет к капризам и полному отказу от учебы. Оберегать ребенка от переутомления также важно во избежание снижения самоконтроля, что зачастую является причиной нарастания гиперактивности. Постарайтесь объяснить ребенку его проблемы, а также научить справляться с ними.

Детям с СДВГ часто приходится выслушивать замечания как в школе, так и дома, что оказывает пагубное влияние на самооценку. Родителям следует чаще хвалить своего ребенка, что рационально даже при небольших успехах. Однако эта похвала должна быть искренней, ведь заметив фальшь, ребенок попросту утратит доверие к взрослым.

Если ребенок просто невнимателен: неинтересно учиться

Невнимательные дети – частая боль многих современных родителей. Они не записывают домашнее задание, «считают ворон» во время уроков, все знают для контрольной, но из-за спешки и несосредоточенности получают плохие оценки. Естественно, что определенная возрастная невнимательность свойственна детям. Но простое наблюдение позволяет убедиться, что далеко не все дети столь невнимательны. К тому же это качество вполне можно развить за счет регулярных тренировок. Однако делать это нужно правильно и желательно в игровой форме.

Режим внимания

Предупредите ребенка, что необходимо включить «Режим внимания», когда он на какое-то непродолжительное время должен стать очень наблюдательным. Через какое-то время вы зададите вопрос, касающийся окружающего пространства, и ребенок должен постараться ответить на него. Вопросы могут быть совершенно разными, но вот несколько примеров:

  • Во что был одет мужчина, стоявший перед тобой в очереди?
  • Какой дом мы проехали (цвет фасада, количество этажей)?
  • Какого цвета шарф был у прошедшей мимо девушки?
  • Реклама какого продукта была на бигборде?
  • Какого цвета дверь, в которую мы вошли?

Старайтесь подбирать вопросы, максимально соответствующие уровню внимания ребенка и его возрасту. В противном случае дети быстро теряют интерес к игре, ведь слишком легкие или чрезмерно тяжелые вопросы вызывают чувство раздражения и досады. Естественно, ребенок захочет задавать аналогичные вопросы и вам, так что не теряйте бдительности и оставайтесь внимательны к деталям!

Заключение

Неусидчивость ребенка на школьных занятиях может доставлять определенные хлопоты, но не является катастрофичной. Независимо от причин невнимательности, важно найти подход к ребенку и правильно корректировать его поведение. Для детей с ДСВГ потребуется строгий контроль и справедливая система поощрений. Здоровым, но чрезмерно активным деткам достаточно больше внимания уделять тренировкам внимания и наблюдательности, что лучше всего делать в игровой форме вместе с родными.

background

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:

  • Доступ к платформе
    онлайн-школы на 7 дней
  • 1 пробный день
    в онлайн-школе
  • 1 урок с репетитором
    по любому предмету
  • Диагностику гибких
    навыков у ребенка
Введите телефон*

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных