- главная
- медиа «за школой»
- психология
- Креативное мышление: ТОП 5 способов способов развить креативность у ребёнка
Автор редакции
Никитенко Анастасия

Креативное мышление: ТОП 5 способов способов развить креативность у ребёнка
Время чтения 10 мин
168
Креативное мышление: ТОП 5 способов способов развить креативность у ребёнка
Время чтения 10 мин
Автор редакции
Никитенко Анастасия

168
Креативное мышление: ТОП 5 способов способов развить креативность у ребёнка
Автор редакции
Никитенко Анастасия
13.11.2022
Время чтения 10 мин

168
Если вы не имеете к творчеству никакого отношения, не спешите закрывать эту статью. Креативное (творческое) мышление отвечает не только за написание гениальных музыкальных произведений или картин, оно помогает вырваться из привычных рамок и начать генерировать новые идеи. А что такое креативное мышление и как его развивать - разберемся поподробнее.
Что такое креативность?
Креативность (от англ. create – создавать, творить) - это творческие способности человека, его готовность принимать и создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда.
Согласно концепции Дж. Гилфорда и Э. Торренса, креативность рассматривается как самобытная разновидность мышления — так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на основе анализа множества предварительных условий.

Компоненты креативности
Дж. Гилфорд выделил следующие компоненты креативности:
- Умение выявлять и формулировать проблемы;
- Беглость — способность генерировать большое количество идей;
- Гибкость — способность генерировать разнообразные идеи, относящиеся к различным категориям;
- Оригинальность — способность выдвигать нестандартные и необычные идеи;
- Способность усовершенствовать объекты или идеи, добавив детали;
- Способность решать проблемы на основе анализа и синтеза информации.
Как развить креативное мышление?
Настройтесь на позитив
Можете ли вы вообразить Томаса Эдисона, разочаровавшегося в своей идее создания лампочки, когда он потерпел неудачу 5000 раз? Леонардо да Винчи, слишком стесняющегося претендовать на многое из - за отсутствия образования? Микеланджело, отказывающегося расписывать потолок Сикстинской капеллы, потому что до этого никогда не рисовал фрески? Уолта Дисней, разочаровавшегося в своем воображении, когда его уволили с первой должности редактора газеты из - за слабой фантазии?
Невозможно быть креативным, если вы настроены негативно!
Записывайте идеи
Не нужно ждать вдохновения — оно почти никогда не приходит само по себе, а возникает уже в процессе работы. Для развития креативности требуется постоянное самообучение. Читайте как можно больше литературы на разные темы, общайтесь с талантливыми людьми и единомышленниками.
При этом важно внимательно следить за своими мыслями. Записывайте любые возникающие в голове идеи, даже если они кажутся абсурдными.
Расширяйте кругозор
Чем больше информации, тем эффективнее работает творческая мысль. Знакомьтесь с людьми, читайте, смотрите фильмы, путешествуйте, ходите по музеям и выставкам.
Учитесь видеть необычное в обычных вещах
Ходите новыми маршрутами, отмечайте нестандартные мелочи, смотрите на привычные предметы с другого ракурса.

Методы развития творческого мышления
Британский психолог Эдвард де Боно в книге «Гениально! Инструменты решения креативных задач» описывает несколько инструментов и методов, которые помогают развить творческое мышление мышление. Вот некоторые из них:
Метод 1. Метод случайного слова
Этот способ чаще все применяют во время общего мозгового штурма: каждый участник называет первое пришедшее на ум слово. После вы собираете все произнесенные слова и думаете над тем, как любое из них может быть связано с обсуждаемой темой. Случайные слова могут быть полезны и тогда, когда вы один: выпишите несколько непохожих друг на друга по значению слов и ниже сформулируйте вызванные ассоциации или же проговорите их. Такое упражнений даст сильный толчок к новому витку мысли и расширит границы сознания.
Метод 2. Шесть шляп мышления
Предназначена для работы в группе, но также этот метод может применять и один человек. Этот способ позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.
- Синяя шляпа - организационная. Это шляпа руководителя. Ей можно пользоваться на начальном и на конечном этапе, поскольку она объединяет цель и выводы;
- Белая шляпа - информационная. Суммируйте все, что знаете, о проблеме: факты, статистику, объедините имеющиеся детали и вопросы по заданной теме.
- Черная шляпа - критическая. Усомнитесь лишний раз в правильности предложения и озвучьте трудности. Эти замечания и вопросы станут отличным фильтром, который поможет отделить сомнительные идеи;
- Красная шляпа - эмоциональная. Красный этап дает возможность честно оценить имеющиеся идеи и мысли, если какая-либо вам не нравится, то проговорите это, опираясь на собственные чувства;
- Желтая шляпа - оптимистичная. Желтая шляпа может оспаривать утверждения черной, тем самым, делая обсуждение гораздо более продуктивным;
- Зеленая шляпа - творческая. Именно благодаря ей возможно сгенерировать как можно больше творческих идей. Необычные подходы и неординарные шаги в конечном результате приведут к запоминающемуся и яркому решению.
Метод 3. Синектический штурм
Синектика — методика, объединяющая в себе фантазию, анализ, творчество и факты, что в итоге разбивает наскучившие стереотипы мышления и создает новые способы решения. Чтобы включиться в работу, проведите несколько аналогий:
- Прямая — какая стратегия поведения является самой типичной в вашей ситуации;
- Личная — как бы вы повели себя на месте человека, который является вашим собеседником;
- Обобщающая — опишите в нескольких словах проблему, с которой вы столкнулись;
- Символическая — представьте, что вы герой фильма или книги, вымышленный персонаж или существующая личность. Впустите образ и пофантазируйте: как вы поведете себя сейчас?
Упражнения на развитие креативности
Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный. Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми, и бессмысленными. Смело отметайте все эти мысли. Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.
Упражнение 1. Ассоциации
Суть этого упражнения - придумать как можно больше ассоциаций к словам. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них. В конце списка у вас будут будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально! Слова можно выбирать абсолютно любые.
Упражнение 2. Инструкция
Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких:
- Пустая картонная коробка
- Кирпич
- Моторное масло
- Спички и тд.
Чем необычнее и интереснее будут способы применения, тем лучше.
Упражнение 3. Аббревиатура
Возьмите любое слово или случайный набор букв и представьте, что это аббревиатура. Теперь расшифруйте каждую букву таким образом чтобы расшифровка была логичной и имела смысл. Например, ЛОЗ: Любимый Осенний Зонт и тд.
Упражнение 4. Пары слов
Упражнение подходит для двух и более человек. Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Следующий участник формулирует логически верное предложение, связывающее эти два слова. Допустим, названы слова «кружка» и «лопата». Связывающее их предложение может выглядеть, например, так: «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел там только разбитую кружку».
Упражнение 5. Что делает буква?
Участникам предлагается выбрать какую-нибудь часто встречающуюся в русском языке букву (приблизительно из такого набора: Б, И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразить ее в виде человечка. После этого они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек, и рисуют его (по-прежнему в виде буквы).
Методы и упражнения, приведенные в этой статье — хороший способ не только развить креативность, но и провести время с семьей и друзьями. Главное — положительные эмоции и интерес.
А еще, важно давать детям свободу самовыражения. Особенно, если ребенок занимается чем-то увлеченно, забыв о времени. Иногда главный секрет развития детской креативности — не мешать ей проявляться.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Анна Котова
43151
Переходный возраст у школьников: особенности взросления мальчиков и девочек
Что такое переходный возраст и как вести себя с подростком разбираем в нашей статье.
Автор редакции
Редакция «за школой»
39603
Какой IQ для ребенка считается нормальным?
Умственные способности детей, по мнению некоторых современных ученых, представляют собой врожденный и зависящий только от полученных ими генов показатель. В то же время другие исследователи уверены в том, что коэффициент интеллекта можно улучшить. Чтобы расширить возможности мозговой деятельности у ребенка, родителям стоит воспользоваться разработанными специалистами методиками.
Автор редакции
Редакция «за школой»
34207
Учитель «валит» моего ребенка. Что делать, если педагог предвзят?
К сожалению, в школах нередки случаи учительского буллинга, когда преподаватель относится предвзято к ребенку и намеренно его «заваливает». Это неприятная ситуация, оставляющая отрицательный след на поведении школьника, который начинает убегать с уроков, ходить в школу без настроения и плохо учиться. Разберемся, как себя вести в такой ситуации ребенку и родителям.
Автор редакции
Редакция «за школой»28313
Теория поколений по годам: характеристика и различия X, Y, Z и Альфа
Иксы, миллениалы, зумеры, альфы – кто все эти люди? Чем они отличаются друг от друга, и почему их так называют? Чтобы разобраться, нужно познакомиться с теорией поколений.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)