Top.Mail.Ru
  1. главная
  2. медиа «за школой»
  3. психология
  4. Креативное мышление: ТОП 5 способов способов развить креативность у ребёнка

Креативное мышление: ТОП 5 способов способов развить креативность у ребёнка

Время чтения 10 мин

просмотры 168

Креативное мышление: ТОП 5 способов способов развить креативность у ребёнка

Время чтения 10 мин

просмотры 168

Креативное мышление: ТОП 5 способов способов развить креативность у ребёнка

avatar

Автор редакции

Никитенко Анастасия

13.11.2022

Время чтения 10 мин

просмотры 168

Если вы не имеете к творчеству никакого отношения, не спешите закрывать эту статью. Креативное (творческое) мышление отвечает не только за написание гениальных музыкальных произведений или картин, оно помогает вырваться из привычных рамок и начать генерировать новые идеи. А что такое креативное мышление и как его развивать - разберемся поподробнее.

Что такое креативность?

Креативность (от англ. create – создавать, творить) -  это творческие способности человека, его готовность принимать и создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. 

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда.

Согласно концепции Дж. Гилфорда и Э. Торренса, креативность рассматривается как самобытная разновидность мышления — так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на основе анализа множества предварительных условий. 

Компоненты креативности 

Дж. Гилфорд выделил следующие компоненты креативности: 

  • Умение выявлять и формулировать проблемы;
  • Беглость — способность генерировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность генерировать разнообразные идеи, относящиеся к различным категориям;
  • Оригинальность — способность выдвигать нестандартные и необычные идеи;
  • Способность усовершенствовать объекты или идеи, добавив детали;
  • Способность решать проблемы на основе анализа и синтеза информации.


Как развить креативное мышление?

Настройтесь на позитив

Можете ли вы вообразить Томаса Эдисона, разочаровавшегося в своей идее создания лампочки, когда он потерпел неудачу 5000 раз? Леонардо да Винчи, слишком стесняющегося претендовать на многое из - за отсутствия образования? Микеланджело, отказывающегося расписывать потолок Сикстинской капеллы, потому что до этого никогда не рисовал фрески? Уолта Дисней, разочаровавшегося в своем воображении, когда его уволили с первой должности редактора газеты из - за слабой фантазии?

Невозможно быть креативным, если вы настроены негативно!

Записывайте идеи 

Не нужно ждать вдохновения — оно почти никогда не приходит само по себе, а возникает уже в процессе работы. Для развития креативности требуется постоянное самообучение. Читайте как можно больше литературы на разные темы, общайтесь с талантливыми людьми и единомышленниками.

При этом важно внимательно следить за своими мыслями. Записывайте любые возникающие в голове идеи, даже если они кажутся абсурдными. 

Расширяйте кругозор

Чем больше информации, тем эффективнее работает творческая мысль. Знакомьтесь с людьми, читайте, смотрите фильмы, путешествуйте, ходите по музеям и выставкам.

Учитесь видеть необычное в обычных вещах

Ходите новыми маршрутами, отмечайте нестандартные мелочи, смотрите на привычные предметы с другого ракурса.

Методы развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард де Боно в книге «Гениально! Инструменты решения креативных задач» описывает несколько инструментов и методов, которые помогают развить творческое мышление мышление. Вот некоторые из них:

Метод 1. Метод случайного слова

Этот способ чаще все применяют во время общего мозгового штурма: каждый участник называет первое пришедшее на ум слово. После вы собираете все произнесенные слова и думаете над тем, как любое из них может быть связано с обсуждаемой темой. Случайные слова могут быть полезны и тогда, когда вы один: выпишите несколько непохожих друг на друга по значению слов и ниже сформулируйте вызванные ассоциации или же проговорите их. Такое упражнений даст сильный толчок к новому витку мысли и расширит границы сознания. 

Метод 2. Шесть шляп мышления

Предназначена для работы в группе, но также этот метод может применять и один человек. Этот способ позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.

  • Синяя шляпа - организационная. Это шляпа руководителя. Ей можно пользоваться на начальном и на конечном этапе, поскольку она объединяет цель и выводы;
  • Белая шляпа - информационная. Суммируйте все, что знаете, о проблеме: факты, статистику, объедините имеющиеся детали и вопросы по заданной теме.
  • Черная шляпа - критическая. Усомнитесь лишний раз в правильности предложения и озвучьте трудности. Эти замечания и вопросы станут отличным фильтром, который поможет отделить сомнительные идеи;
  • Красная шляпа - эмоциональная. Красный этап дает возможность честно оценить имеющиеся идеи и мысли, если какая-либо вам не нравится, то проговорите это, опираясь на собственные чувства;
  • Желтая шляпа - оптимистичная. Желтая шляпа может оспаривать утверждения черной, тем самым, делая обсуждение гораздо более продуктивным;
  • Зеленая шляпа - творческая. Именно благодаря ей возможно сгенерировать как можно больше творческих идей. Необычные подходы и неординарные шаги в конечном результате приведут к запоминающемуся и яркому решению. 

Метод 3. Синектический штурм

Синектика — методика, объединяющая в себе фантазию, анализ, творчество и факты, что в итоге разбивает наскучившие стереотипы мышления и создает новые способы решения. Чтобы включиться в работу, проведите несколько аналогий: 

  • Прямая — какая стратегия поведения является самой типичной в вашей ситуации;
  • Личная — как бы вы повели себя на месте человека, который является вашим собеседником;
  • Обобщающая — опишите в нескольких словах проблему, с которой вы столкнулись;
  • Символическая — представьте, что вы герой фильма или книги, вымышленный персонаж или существующая личность. Впустите образ и пофантазируйте: как вы поведете себя сейчас?

Упражнения на развитие креативности

Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный. Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми,  и бессмысленными. Смело отметайте все эти мысли. Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.

Упражнение 1. Ассоциации

Суть этого упражнения - придумать как можно больше ассоциаций к словам. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них. В конце списка у вас будут будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально! Слова можно выбирать абсолютно любые.

Упражнение 2. Инструкция

Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких: 

  • Пустая картонная коробка
  • Кирпич
  • Моторное масло
  • Спички и тд.

Чем необычнее и интереснее будут способы применения, тем лучше.

Упражнение 3. Аббревиатура 

Возьмите любое слово или случайный набор букв и представьте, что это аббревиатура. Теперь расшифруйте каждую букву таким образом чтобы расшифровка была логичной и имела смысл. Например, ЛОЗ: Любимый Осенний Зонт и тд.

Упражнение 4. Пары слов

Упражнение подходит для двух и более человек. Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Следующий участник формулирует логически верное предложение, связывающее эти два слова. Допустим, названы слова «кружка» и «лопата». Связывающее их предложение может выглядеть, например, так: «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел там только разбитую кружку». 

Упражнение 5. Что делает буква?

Участникам предлагается выбрать какую-нибудь часто встречающуюся в русском языке букву (приблизительно из такого набора: Б, И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразить ее в виде человечка. После этого они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек, и рисуют его (по-прежнему в виде буквы). 

Методы и упражнения, приведенные в этой статье — хороший способ не только развить креативность, но и провести время с семьей и друзьями. Главное — положительные эмоции и интерес.

А еще, важно давать детям свободу самовыражения. Особенно, если ребенок занимается чем-то увлеченно, забыв о времени. Иногда главный секрет развития детской креативности — не мешать ей проявляться.

image

пройдите бесплатный профтест

узнайте какая профессия больше подходит именно вам

примерьте на себя обучение

попробуйте неделю бесплатно

  • более 10 000 материалов на платформе
  • интерактивные задания
  • записи уроков и мини-лекции к темам
  • допольнительные материалы и презентации уроков
или напишите нам в чат
whatsapp telegram email

получите бесплатный доступ к платформе

  • flag +7 Russia (Россия)
  • flag +375 Belarus (Белоруссия)
нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных в соответствии с политикой конфиденциальности
  1. главная
  2. медиа «за школой»
  3. психология
  4. Креативное мышление: ТОП 5 способов способов развить креативность у ребёнка

учись в школе и получи айфон бесплатно