- главная
- медиа «за школой»
- психология
- Как развить адекватную самооценку у ребёнка? Тонкости воспитания
Автор редакции
Редакция «за школой»

Как развить адекватную самооценку у ребёнка? Тонкости воспитания
Время чтения 9 мин
410
1
Как развить адекватную самооценку у ребёнка? Тонкости воспитания
Время чтения 9 мин
Автор редакции
Редакция «за школой»

410
1
Как развить адекватную самооценку у ребёнка? Тонкости воспитания
Автор редакции
Редакция «за школой»
05.01.2023
Время чтения 9 мин

410
1
Научить правильно оценивать собственные достоинства и недостатки в детском возрасте — одна из главных задач, возлагаемых на родителей. Позаботиться о ребенке и развить у него адекватное понимание своих возможностей способен каждый здравомыслящий взрослый. Придерживаясь в процессе воспитания рекомендаций от квалифицированных специалистов в области становления личности, детям можно помочь стать успешными и уверенными в себе в их взрослой жизни.
Что такое адекватная самооценка и почему она важна?
Пробовать силы в новых для каждого ребенка занятиях и гордиться своими достижениями — черта, которая характерна для детей с высокой самооценкой. В то же время они обладают таким значимым качеством, как эмоциональная сила. Она помогает ребятам достойно пережить возможные возникающие неудачи, еще раз попробовать преодолеть преграды на пути к своему успеху.
При допущении ошибок любой ребенок с низкой самооценкой испытывает трудности и часто отказывается повторить попытку. В этом случае дети слишком самокритичны, что негативно влияет на удачное завершение их дел.
Адекватная самооценка указывает на среднюю степень развития у детей вышеописанных качеств. Правильная оценка личных достоинств и недостатков позволяет ребятам:
- безошибочно определять уровень своих возможностей, способностей;
- ставить перед собой только те задачи, которые реально осуществить на деле;
- относиться к себе критически;
- реально расценивать вероятность успешного и неудачного исхода жизненных событий.

Если ребенок адекватно оценивает свои возможности, в конечном итоге это способствует его полноценному развитию и совершенствованию. Такая способность заключается в том, что маленький человек знает личные слабые стороны и относится к себе уважительно. Опытные детские психологи выделяют эти задатки как одни из наиболее важных и полезных для формирования личности. Здоровая самооценка считается оказывающими психологическую помощь специалистами своеобразным буфером. Он предоставляет детям возможность достойно справляться с отрицательным восприятием их действий ровесниками. Немаловажные факторы в его развитии — отношения с родителями и остальными членами семьи, домашняя атмосфера в целом.
Как развить правильную самооценку у ребенка?
Взаимодействие детей с другими людьми — главная стратегия, используемая для того, чтобы корректировать их уровень оценки собственных возможностей. Взрослые могут развить необходимые в определенном случае качества характера, если будут бережно и уважительно относиться к предпочтениям, потребностям и особенностям ребенка. Родителям, как и учителям, для формирования у детей правильной самооценки рекомендуется:
- требовательно и последовательно работать над адекватной оценкой собственных качеств детьми;
- проявлять заинтересованность к учебным и развлекательным занятиям ребят;
- каждую личность необходимо оценивать положительно;
- придерживаться уверенной позиции, позволяющей детям узнать о том, что они способны достичь успеха;
- регулярно анализировать выполненные ребенком действия вместе с ним, чтобы разобраться в возможно допущенных ошибках, причинах появления сложностей и найти способы решения проблемных ситуаций.
Для гармоничного развития самооценки в детском возрасте, целесообразно обеспечить маленького человека полноценным общением с его сверстниками. При возникших трудностях в построении таких отношений родителям также следует помочь ребенку выяснить содействующие этому причины, подсказать варианты решения. Взрослым на постоянной основе рекомендуется вселять в детей уверенность в том, что они способны справиться со множеством трудностей, справиться с неудачами, добиться поставленных ими реальных целей.
Как не допустить травмирующих ситуаций?
Самооценка каждого ребенка не складывается сразу после его рождения. На формирование такой способности влияет большое количество факторов в разные периоды взросления. Изначально дети не представляют, как себя вести, в дальнейшем ориентируются на поведение окружающего их общества. Огромное влияние на самооценку человека в раннем возрасте оказывает оценка другими людьми его внешности, учебных способностей и поведения (как позитивная, так и негативная).
Чтобы не допустить травмирующих ситуаций на каждом из четырех этапов формирования личностных возможностей, необходимо:
- с рождения до 18 месяцев — эмоционально оценивать способности ребенка в позитивном ключе, добиваясь закладывания базового доверия к себе и к окружающему миру;
- от 1,5 до 4 лет — одобрительно отзываться о проявлениях любознательности и самостоятельности, поддерживать чувство автономности;
- от 4 до 6 лет — установить необходимые для успешной социализации правила поведения в обществе;
- от 6 до 14 лет — способствовать развитию самовыражения, интереса к трудовой деятельности.
Все этапы формирования личной оценки у детей требуют вмешательства взрослых и близких людей. Оказываемая поддержка способствует становлению адекватной самооценки. Опасностью для каждого периода может стать недостаточное внимание на чувствах и опасения ребенка со стороны родителей. Воспитать самостоятельную, уверенную в себе личность можно благодаря проявлению любви, вложенным в развитие характера усилиям.

Заключение — советы психологов для формирования самооценки дома
Расширить представления о себе и окружающем ребенка мире позволяет его разнообразная, самостоятельная деятельность. Детский опыт в познании своей личности считается психологами одним из основных факторов, способных обогатить и повысить самооценку. Чувствовать себя защищено в домашних условиях детям помогает:
- правильная постановка целей — задачи должны быть достижимыми;
- проявление безусловной родительской любви — выражать чувства необходимо без привязки к победам и неудачам;
- поощрение настойчивости — похвала за попытки выполнения трудных для определенного возраста задач, подача взрослыми примера (например, как не сдаваться в случае возникновения сложностей);
- наличие возможности выбрать что-то — уверенность ребенка в себе можно повысить посредством предоставления ему выбора (например, одежда или блюдо из предложенных родителями вариантов);
- исключение идеального выполнения — нужно отмечать даже малейшие достижения, поскольку выглядеть и делать что-то идеально невозможно;
- реальные причины для похвалы — детей уместно хвалить только в случае прилагаемых ими для достижения целей усилий, замеченная ребятами наигранность может вызвать снижение их самооценки.
По мнению психологов, еще один хороший пример для подражания — забота родителей о себе и своих потребностях. Таким образом, ребенок способен оценить важность такого проявления по отношению и к самому себе. Взрослым также следует хвалить детей в присутствии посторонних людей, что усилит значимость ребенка в обществе.
Позитивно повлиять на будущее своего чада и принести этим ему немалую пользу может каждый ответственный родитель. Для этого ребенка необходимо научить верить в собственные силы и любить себя.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Анна Котова
44120
Переходный возраст у школьников: особенности взросления мальчиков и девочек
Что такое переходный возраст и как вести себя с подростком разбираем в нашей статье.
Автор редакции
Редакция «за школой»
40139
Какой IQ для ребенка считается нормальным?
Умственные способности детей, по мнению некоторых современных ученых, представляют собой врожденный и зависящий только от полученных ими генов показатель. В то же время другие исследователи уверены в том, что коэффициент интеллекта можно улучшить. Чтобы расширить возможности мозговой деятельности у ребенка, родителям стоит воспользоваться разработанными специалистами методиками.
Автор редакции
Редактор Максим Коваль36786
Теория поколений по годам: характеристика и различия X, Y, Z и Альфа
Иксы, миллениалы, зумеры, альфы – кто все эти люди? Чем они отличаются друг от друга, и почему их так называют? Чтобы разобраться, нужно познакомиться с теорией поколений.
Автор редакции
Редакция «за школой»
34573
Учитель «валит» моего ребенка. Что делать, если педагог предвзят?
К сожалению, в школах нередки случаи учительского буллинга, когда преподаватель относится предвзято к ребенку и намеренно его «заваливает». Это неприятная ситуация, оставляющая отрицательный след на поведении школьника, который начинает убегать с уроков, ходить в школу без настроения и плохо учиться. Разберемся, как себя вести в такой ситуации ребенку и родителям.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)