Автор редакции
Анна Котова
Оглавление
06.01.2023
Как понять, что ребенку нужен психолог?
Время чтения 0 мин
128
Как понять, что ребенку нужен психолог?
Время чтения 0 мин
Автор редакции
Анна Котова
Оглавление
128
Как понять, что ребенку нужен психолог?
Автор редакции
Анна Котова
06.01.2023
Время чтения 0 мин
128
Оглавление
В современном мире уже не редкость такое понятие как «психологическая помощь». Она нужна и взрослым, и детям.
Психологический дискомфорт – одна из основных проблем XXI века. Бешеный темп жизни, травмирующие ситуации, агрессивное окружение, внутреннее перенапряжение – вот основные факторы, которые дестабилизируют психику взрослых. Поэтому они все чаще и чаще вынуждены прибегать к помощи психолога, психотерапевта, а, может быть, даже и психиатра.
Казалось бы, дети находятся в более благоприятной ситуации: проблемы взрослых еще не успели их захватить. Но это только на первый взгляд. На самом деле, психика детей куда более незащищенная и уязвимая. А травмирующих ситуаций в детском мире ничуть не меньше, чем в мире взрослых. Более того, школьный возраст – это возраст, когда только закладывается психологический фундамент личности, это время, когда человек сталкивается с первыми внутренними кризисами. Поэтому помощь специалиста для подростка должна быть, может быть, даже более необходимой и своевременной, чем для уже психологически сформировавшегося человека.
Проблема в другом: ребенок далеко не всегда может самостоятельно осознать, что попал в психологический тупик и ему требуется поддержка. И здесь задача взрослых – помочь своему чаду разобраться в проблеме и прибегнуть, если необходимо, к помощи специалиста.
Рассмотрим основные маркеры ситуаций, которые могут сигнализировать о том, что подростку требуется помощь психолога. Но сначала два слова о том, чем различаются понятия «психотерапевт», «психолог» и «психиатр».
Психолог – понятие близкое к психотерапевту, но, стоит подчеркнуть, что в задачу психолога не всегда входит «лечение» пациента в классическом понимании этого слова, чаще, он оказывает просто консультации. Есть смысл сначала обратиться к психологу, и если тот сочтет целесообразным, потом переходить под кураторство психотерапевта.
Психотерапевт – это специалист, который лечит только словом, выявляя в беседе психологические «узлы» пациента и помогая своими советами распутать их.
И, наконец, Психиатр – это врач, который лечит душевные недуги с помощью медицинских препаратов. Конечно, помощь психиатра требуется только в крайних случаях, но ей не стоит пренебрегать, опасаясь негативного влияния препаратов на организм. Современная медицина уже изобрела достаточное количество психотропных средств, которые совершенно безвредны, но при этом оказывают настолько эффективное действие на биохимические процессы в мозге, что могут легко снимать самые тяжелые симптомы психических расстройств.
Таким образом, можно выстроить цепочку «помощников» по мере тяжести ситуации: психолог – психотерапевт – психиатр
Но это к слову. В данной статье мы будем говорить о психологии.
Итак, основные маркеры:
Существуют ситуации, в которых ребенок может почувствовать сам, что запутался в своих проблемах, не может самостоятельно их разрешить и нуждается в помощи со стороны. В этом случае он будет «подавать сигналы» SOS. Дело взрослых – эти сигналы услышать и правильно расшифровать, потому что часто они могут быть настолько завуалированы, что и не сразу их можно разглядеть.
Например, ваш ребенок систематически не выполняет домашнее задание. Зачастую это воспринимается как простая лень и нерадивость. Но, на самом деле, за этим могут скрываться проблемы подростка со школьным коллективом, от которого он стремиться отгородиться, сознательно переходя в «аутсайдеры» (неуспевающие ученики). Это такой пассивный протест против некомфортного окружения, своеобразное демонстрирование презрения к нему, прокламация особой позиции: я не буду жить по вашим законам.
Найдется достаточно большое число детей, для которых не характерна высокая степень саморефлексии. Они не могут самостоятельно осознать, что находятся в неразрешимой психологической ситуации, и им требуется помощь со стороны. Но это может быть очевидным для людей, их окружающих. В этом случае родителям надо обращать внимание на сигналы со стороны. Они могут поступать от друзей подростка, учителей или школьных психологов. В этом случае, родителям не стоит замыкаться в обороне от «недоброжелательного» окружения их чада (которое - окружение - только и знает, что «гнобит» их ребенка и дает «дурацкие» советы), а искренне прислушаться к ним, сделать конструктивные выводы и позитивно отреагировать на «сторонние» сигналы SOS. Получив их, родители должны более внимательно присмотреться к своему ребенку, поговорить с ним и «выудить» из него те проблемы, которые не ясны ему самому, но очевидны для его повседневного окружения.
Ребенку обязательно потребуется помощь психолога, если подросток попал в травмирующую ситуацию. В этом случае он и сам может не сознавать возникших внутренних проблем, а также об этом может молчать его окружение. И вот в этом контексте ключевая роль отводится родителям: именно они (с высоты своего жизненного опыта) должны оценить те условия, в которые попал их ребенок, и сделать вывод о том, что их чаду требуется психологическая поддержка.
А теперь рассмотрим примерные травмирующие ситуации, попав в которые, ребенку потребуется помощь, даже если ни он сам, ни окружающие его люди, так не считают.
- И в этом ряду стоит, в первую очередь, выделить комплекс психотравмирующих ситуаций, который может возникнуть во внутрисемейных отношениях.
- гиперопека в отношении подростка со стороны одного из членов семьи (чаще всего со стороны матери).
- семейное насилие (чаще всего со стороны отца).
- ситуация травмирующего раннего взросления подростка и связанной с этим проблемой сменой семейных ролей, когда школьник, например, выполняет функции одного из родителей по отношению к своим младшим братьям и сестрам (эта ситуация может возникнуть и в случае болезни или асоциального образа жизни одного из родителей).
- страдания, в случае возникновения дисбаланса отношений между родственниками.
2. Группа ситуаций, возникающая на фронтире отношений школьника со своими сверстниками.
Во-первых, здесь можно выделить ситуации буллинга и кибер-буллинга в детской среде (агрессивного поведения со стороны окружения подростка в школе или Интернете, когда подросток даже лично не знаком с теми, кто его тиранит – это кибер-буллинг).
Во-вторых, это может быть ситуация конкурентной борьбы в классе (ребенок может остро переживать ситуации, когда он недостаточно хорошо учится, когда не ощущает в себе особых талантов, когда он не обладает достаточным материально-денежным статусом). В-третьих, травмирующая ситуация может возникать, когда у школьника не получается заводить друзей.
3. Группа ситуаций, которая оказывает дестабилизирующее влияние на психику подростка, может возникать в отношении подростка со взрослыми (не членами семьи, на так называемом социальном макроуровне). И в первую очередь это, конечно, касается отношения школьника с учителями, которые зачастую «гнобят» подростка по разным субъективным причинам.
Во всех вышеперечисленных случаях необходима помощь специалиста. Но где его найти? Стоит сказать, что в современной России уровень психологической помощи оставляет желать лучшего. Хотелось бы, чтобы школьные психологи, да и просто психологи, всегда соответствовали уровню своей ответственности. Искать помощь в Интернете можно, но помните, что Интернет – это Интернет, и там много всякого, как полезного, так и бесполезного. Поэтому мы хотим дать вам универсальный совет: в случае возникновения проблем - беспроигрышным вариантом будет обратиться в Профессиональную психотерапевтическую лигу (ППЛ), у которой существует свой сайт. Там собраны настоящие профессионалы с профильным образованием, которые специализируются во всех областях психотерапии, в том числе и на помощи подросткам. ППЛ объединяет очень большое число врачей, так что всегда у вас будет возможность выбора. Ценовой разброс также подойдет для всех социальных групп потенциальных пациентов. ППЛ – организация со значительной историей и традициями, четко следующая заповеди Гиппократа: «Не навреди». И если даже выбранный вами специалист чем-либо не подойдет вам, он всегда сможет поделиться с вами контактами своих коллег, которые обязательно вам помогут.
Желаем гармоничного состояния!
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Анна Котова26178
Переходный возраст у школьников: особенности взросления мальчиков и девочек
Что такое переходный возраст и как вести себя с подростком разбираем в нашей статье.
Автор редакции
Редакция «за школой»26160
Какой IQ для ребенка считается нормальным?
Умственные способности детей, по мнению некоторых современных ученых, представляют собой врожденный и зависящий только от полученных ими генов показатель. В то же время другие исследователи уверены в том, что коэффициент интеллекта можно улучшить. Чтобы расширить возможности мозговой деятельности у ребенка, родителям стоит воспользоваться разработанными специалистами методиками.
Автор редакции
Редакция «за школой»22527
Учитель «валит» моего ребенка. Что делать, если педагог предвзят?
К сожалению, в школах нередки случаи учительского буллинга, когда преподаватель относится предвзято к ребенку и намеренно его «заваливает». Это неприятная ситуация, оставляющая отрицательный след на поведении школьника, который начинает убегать с уроков, ходить в школу без настроения и плохо учиться. Разберемся, как себя вести в такой ситуации ребенку и родителям.
Автор редакции
Кашеварова И.12565
Что делать если ребенка обзывают в школе? Советы родителям
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенка страдал от насмешек, дразнилок, откровенной травли или агрессии в школе. К сожалению, подобные издевательства, которые еще называют буллингом, - психологические или физические, направленные на одного и того же человека, - не редкость в школьной жизни.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)