Ко всем материалам

Истерики у ребёнка: причины и профилактика

Автор: Психолог Онлайн-школы “Синергия” Ельцина Елена Николаевна

Слово «истерика» вызывает у нас внутреннее напряжение и дискомфорт, а если мы воочию наблюдаем это действо, будь то свой ребенок или чужой сталкиваемся с бессилием и раздражительностью. В этой статье мы простыми словами объясним, что такое истерика, в чем причина ее возникновения, какие они бывают, и какая же может быть профилактика.

книжка Время чтения 15 минут
Истерики у ребёнка: причины и профилактика

Что такое истерика?

Не беря во внимание научные определения, которые тесно связаны с биологической и психологической основой, истерика – это чрезмерная бурная реакция, которая может сопровождаться плачем, криком, упрямством, неповиновением, гневными высказываниями, сопротивление попыткам умиротворения, а в некоторых случаях применением физической силы. 

Чаще всего истерики происходят осознанно и служат достижением какого-то результата или цели. Всё это выглядит со стороны безобразно, может даже напугать окружающих.

Каковы основные причины истерик?

Основной причиной возникновения истерики в любом возрасте становится столкновение интересов ребенка и родителей. У каждого ребенка с возрастом возникают какие-то личные предпочтения, которые не всегда соответствуют требованиям взрослых. Здесь ребенок «на полную катушку» проявляет демонстративность своего характера. Следует помнить, если у вас два и более ребенка, необязательно истерики будут проходить у всех одинаково, ведь в основе ее проявления лежит темперамент вашего чада. 

Существует несколько типичных психологических ситуаций со стороны ребенка, на почве которых возникают истерики:

  • желание добиться своего «здесь и сейчас»;

(зачастую это капризы)

  • привлечение внимания, которого не хватает;

(родители заняты другими делами, например, мама разговаривает по телефону, ребенок неоднократно к ней обращался, мама не реагирует, тогда в ход идет истерика)

  • яркий протест; 

(связан, как правило, с резким конкурирующим столкновением интересов)

  • подражание взрослым и сверстникам;

(здесь может быть копирование поведение родителей, старших/младших братьев, любых других членов семьи или сверстников, у которых «это срабатывает»)

  • психотравма; 

(истощен внутренний ресурс, который помогал справляться с травмирующим событием, психика не справляется, отсюда потеря психического равновесия)

  • слабый, неуравновешенный тип системы;

(если вы будете знать, к какому типу темперамента принадлежит ваш ребенок, некоторые вопросы отпадут сами собой и появится лояльность, к некоторым проявлениям характера)

  • упрямство;

(сопротивление чрезмерному контролю со стороны родителей или других взрослых, для того, чтобы сохранить ощущение собственной личностной целостности)

  • не может вербально высказать недовольство (характерно для детей младшего возраста).
     

Также истерики могут возникнуть и с психологической подачи взрослых:

  • нарушение личного пространства;

(регулярное вторжение в зону комфорта ребенка, родитель игнорирует понятие «личного пространства», рассуждая о том, что ребенку это не нужно, ведь он еще мал, здесь маленькими детьми могут выступать даже подростки, это большая ошибка, ведь подростки, проживая пубертатный период острее остальных нуждаются в личном пространстве)

  • ошибки в воспитании;

(основными ошибками могут выступать: обвинения и угрозы, непоследованность и несогласованность в воспитании, неровное отношение к детям, категорический запрет, чрезмерная требовательность и баловство, недостаток любви и ласки, большие планы на своего ребенка, недостаток времени, денежный вопрос)

  • излишняя строгость, гиперопека;

(слишком строгое воспитание провоцирует агрессию и жестокость, а гиперопека опасна «проживанием» жизни за ребенка, пытаясь оградить его от этого мира)

  • прерывание любимого занятия;

(здесь опять же о вторжении в личное пространство ребенка)

  • неправильная система поощрений и наказаний или ее отсутствие.
    (если вы сами не установили правила взаимодействия с ребенком, то его реакция абсолютно очевидна)

С точки зрения физиологии ситуации могут быть следующие:

  • переутомление, которое связано с чрезмерными физическими нагрузками;

(различные спортивные секции или количество секций не соответствует физической выносливости, в принципе большое количество кружков);

  • недосып; 

(отсутствие режима, помните, что адекватное соблюдение режима благоприятно воздействует на организм любого возраста, укрепляя и закаливая его)

  • голод;

(здесь тоже большую роль играет режим, в данном случае режим приема пищи);

  • болезнь или реабилитационный период после болезни. 

(в виду слабого иммунитета, стресс, воспоминания о перенесенном событии (зависит от степени тяжести болезни))

Для предотвращения истерик очень важно понимать истинные причины их возникновения, если же это обычные капризы, справиться с ними будет гораздо легче, нежели с истериками, которые завязаны на неправильной системе воспитания, ведь здесь потребуется коррекция и кардинальные перемены. Наиболее трудоёмкий процесс будет, если причиной истерик является – психосоматика или проблемы со здоровьем. 

Какими же бывают истерики?

Согласно исследованиям, истерики можно разделить на два типа. Существуют истерики верхнего этажа и истерики нижнего этажа, к каждой из них требуется кардинально разная родительская реакция, очень важно уметь их различать.

Истерика верхнего этажа (верхнего мозга)

В качестве примера можно рассмотреть банальную истерику в магазине. когда ребенок топая ногами, сжимая кулаки требует купить ему именно эту машинку или именно эту куклу. Это истерика не что иное, как манипуляция, для достижения цели, она порождается сиюминутными эмоциями, отчаянным недовольством и непреодолимым желанием получить свое. И здесь очень важно помнить, что это полностью контролируемая истерика, ребенок четко осознает происходящее, т.к. основной причиной этой истерики служит собственное решение устроить эту самую истерику. Как только он добивается желаемого тут же становится спокойным, а настроение приходит в норму. 

Как нужно вести себя родителю: спокойно и хладнокровно, не идти на поводу у ребенка, адекватным тоном объяснить, что именно сейчас у вас нет возможности осуществить его желание. Ребенок должен осознать, что не все его желания исполняются «здесь и сейчас», но если он наберется терпения и научится вести себя адекватно, может получить то, что он хочет.

Истерика нижнего этажа (нижнего мозга)

В отличие от истерик верхнего мозга, истерика второго типа – явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Переживания или сильные негативные эмоции захлестывают так сильно, что в этот момент ребенок перестает адекватно мыслить и слова родителей просто не доходят до него. Что примечательно, этот тип истерики полностью охватывает нижний отдел мозга и блокирует доступ к верхнему, т. е. теряется способность самоконтроля.

Такая истерика напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть отключается и весь мыслительный процесс блокируется. В это время мозг ребенка функционирует совершенно иначе, все ваши слова до него просто на просто не доходят до его сознания, единственное, что вы можете сделать это снять психическое напряжение, чтобы он смог прийти в себя. Докричаться до ребенка в стадии этой истерики – бесполезно. Единственное, в чем нуждается сейчас ваш ребенок – это в утешении и родительской ласке.

Профилактика истерик.

Проанализировав состояние вашего ребенка, вы уже примерно понимаете, каковы основные причины истерик, на какие типы их можно разделить и как действовать при возникновении любой из них. 

Лучшей профилактикой истерик будет являться следование ряду принципов:

  1. Сохранять спокойствие. 

Помните, что вы являетесь примером для своего ребенка, глядя на ваши реакции он неосознанно их копирует, так, если вы впадаете в гнев, ребенок незамедлительно этому последует.

  1. Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка. 

Всегда старайтесь проговаривать чувства и эмоции ребенка в конкретный момент.

  1. Обязательное соблюдение режима дня и достаточное количество времени на отдых.

Благоприятному развитию и поддержанию стабильной нервной системы способствует полноценный сон, прогулки на свежем воздухе, любимое занятие, помните, режим важен для детей любого возраста.

  1. Научите ребенка проговаривать свои эмоции.

Стоит отказаться от топанья ногами, ударов и размахиваний кулаками, ребенок может конструктивно сказать о своих эмоциях, исключением является возраст ребенка, если он не умеет разговаривать, он может демонстрировать свою эмоцию, но не перебарщивать с этим, с детьми всегда можно договориться и объяснить, как проявить себя.

  1. Представьте ребенку возможность проявления самостоятельности и права выбора.

Каждый ребенок по мере взросления сепарируется (отделяется) от родителей на почве этого возникают желания делать что-то самостоятельно.

  1. Запреты должны быть адекватны и объяснимы.

Если запретов очень много, и они не обоснованы, то стирается грань между реальными запретами, которые способствуют самосохранению и мнимыми.

  1. Сохраняйте последовательность.

Быть последовательным в своем воспитании позволяет ребенку быстрее предугадать последствия своего поведения.

  1. Любовь к своему ребенку.

Ваш ребенок в любом возрасте нуждается в вас, будьте терпимы к его взрослению, будьте опорой в его непростых этапах становления, он не должен сомневаться в вашей любви. 

В заключении статьи можно сказать, что есть возможность предотвратить практически все истерики, выработав лишь стратегию взаимодействия с ними и внедрив эти стратегии в воспитание вашего ребенка. Для этого родителям потребуется набраться терпения, но результат не заставит себя ждать.  

background

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:

  • Доступ к платформе
    онлайн-школы на 7 дней
  • 1 пробный день
    в онлайн-школе
  • 1 урок с репетитором
    по любому предмету
  • Диагностику гибких
    навыков у ребенка
Введите телефон*

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных