Ко всем материалам

Что делать, если ребёнка обижают в школе: памятка для родителей

Автор: Ельцина Елена Николаевна, психолог

Школа является важным и неотъемлемым этапом в жизни каждого ребенка, где он проводит большое количество времени. При хорошем сценарии школьные взрослые: учителя, классные руководители, психологи, администрация должны помогать социализироваться и обучать. Но иногда это может принимать обратный эффект и, к сожалению, среди сверстников такое явление тоже не редкость.

книжка Время чтения 12 минут
Что делать, если ребёнка обижают в школе: памятка для родителей

Принятие в детском коллективе – типичная проблема, которую решать нужно в том числе и с помощью взрослых. Бывает такое, что ребёнка начинают обижать и травить одноклассники, здесь задача родителей помочь ему справиться с этим. К любым ситуациям нужно быть готовым заранее, для того, чтобы среагировать правильно и быстро.

Стоит помнить, что действия родителей должны быть продуманными и зависеть от ситуации и отношений в семье и школьном коллективе. 

Каких детей чаще обижают в школе 

Давайте разберёмся каких детей чаще всего обижают в школе:

  • Гиперопекаемые дети. Проявляя свою несамостоятельность, нередко становятся жертвами буллинга. В сравнении с ровесниками такие дети привыкли полагаться на родителей во всем, как правило, родители таких детей безоговорочно бросаются жалеть, успокаивать, предотвращать мнимую опасность. Демонстрируя такое поведение, они лишают своего ребёнка, той самостоятельности, которая ему необходима. Такие дети оказываются беззащитными перед агрессивными ровесниками, когда нет рядом родителей, они не знают, как найти выход из сложившейся ситуации, этим тут же пользуются другие дети.
  • Нелюдимые и замкнутые дети. Сама их характеристика говорит о том, что им достаточно сложно завести друзей. Группа поддержки – это друзья, которые отсутствуют у таких детей. Агрессор – не раз подумает, прежде чем задирать тех детей, у которых есть своя компания. Даже если парни в компании очень скромные, своим количеством они смогут дать отпор одному нападающему. Но если же у ребёнка вообще отсутствуют друзья, за него никто не заступится, тогда он становится лёгкой мишенью для травли.
  • Дети с физическими отличиями. Лишний, вес, другая заметная особенность во внешности ребёнка, например, витилиго, может послужить поводом для травли. Всё может начаться с безобидных замечаний в адрес ребёнка, если же обидчик видит, что никакого ответа не следует, он может намеренно заострять внимание на том, что может обеспокоить ребёнка, хуже всего, может быть мгновенно придумана «кличка», которая прилипнет к вашему ребёнку, вплоть до окончания обучения, или может послужить таким поводом для насмешек, что вы будете вынуждены сменить школу. 
  • Дети, которые отличаются в поведении и интересах. Парадокс этой травли заключается в том, что детей, которые увлеченно изучают музыку, науку и т.д., могут быть не приняты в кругу тех детей, которые ничем не занимаются и не делают такой упор на всестороннее развитие. Также, в виду своей загруженности, такие дети могут редко участвовать в классных делах, которые сближают одноклассников и их попросту плохо принимает коллектив, думая, что ребёнок не разделяет их интересов.
  • Дети, которые выглядят и одеваются «не как все». Ребёнок может выделяться на фоне своих одноклассников своим внешним видом, здесь он может быть воспринят детьми, как изгой и позёр. И здесь происходит выживание «чужака» из коллектива.
  • Любимчики учителей. Это отдельная каста детей, которая может пострадать от неправильного поведения учителей. Каждый учитель должен знать и помнить, что выделение и чрезмерное поощрение детей, которые им больше импонируют, может послужить благотворной почвой для травли тех самых импонирующих детей. Заводить «любимчиков» большая ошибка, которую может совершить учитель, потому что в первую очередь, это может указывать на его некомпетентность. И велика вероятность, что одноклассники, отторгнуть этого «любимчика», обозлиться на него, а также и обозлиться на учителя. То есть из – за неправильных действий может пострадать как он сам, так и ребёнок. 
  • Плохая успеваемость. Бывают случаи, когда неуспешные в обучении дети совсем плохо учатся, но не проявляют агрессию, в связи с этим, ему могут дать обидное прозвище и начать травить. Но это не касается тех детей, которые могут постоять за себя, наоборот, демонстрируя свою силу и плохие оценки, они могут показаться ровесникам символом противостояния особо строгим учителям.
  • Навязчивые дети. Это те дети, которые не чувствуют границ как в общении со взрослыми, так и со сверстниками, либо же пытаются добиться расположения и внимания любой ценой, это всё может рассматриваться как слабость.

Признаки травли в школе

Есть некоторые признаки, которые могут указывать на травлю в школе:

  • Ребёнок стал замкнутым, раньше такого не отмечалось;
  • Заметно снизился аппетит, в том числе, перестал есть в школе;
  • Нет желания идти в школу;
  • Пропадают личные вещи;
  • На вопрос «Как дела в школе?» отвечает односложно или тут же переводит тему (хотя до этого всегда с удовольствием отвечал на подобный вопрос);
  • Начал грызть ногти, закусывать, теребить волосы, такого в поведении ребёнка раньше не отмечалось.

Что делаем, если обнаружили признаки травли своего ребёнка?

Первое и самое главное правило в такой ситуации: сохранять спокойствие. Разъяренная и нервная мама может только усугубить ситуацию, тем более, если до конца, не разобравшись в том, что произошло. Здесь гораздо важнее будет дать понять ребёнку, что вы вместе до конца и со всем обязательно справитесь.

Второе правило: прояснить для себя что случилось. Здесь поможет сбор информации по всем направлениям: в первую очередь, провести беседу с ребёнком, затем обратиться к учителю, возможно даже уточнить некоторые детали в родительском чате, если того требует ситуация.

Третье правило: заручиться поддержкой администрации. Эта поддержка нужна для того, если ситуация из ряда вон, администрация должна организовать ответственную группу по разрешению возникших вопросов, эта же ответственная группа должна провести работу с классом, сделать упор на профилактику. 

Четвертое правило: обязательная поддержка ребёнка. Произошедшая ситуация может быть травмирующей, а также может спровоцировать ребёнка на необдуманные поступки. Здесь ваша задача объяснить, что он не сделал ничего плохого или же неправильного и не виноват в том, что происходит. Второй задачей при соблюдении этого правила будет: создание условий ощущения безопасности. Постараться развить в нем уверенность, если не получается у вас, обратитесь к специалисту, тем более по произошедшей ситуации, школьный психолог должен взять под контроль тот класс, в котором произошел инцидент, вы можете настоять о индивидуальной встрече вашего ребёнка и психолога. Также сдвинуть вектор внимания на других детей, которые не представляют опасности для вашего ребёнка, можно их позвать в гости, организовать встречу, таким образом, ребёнок поймёт, что не все дети плохие, со многими можно дружить. 

Помните, что все ситуации решаемы и нет безвыходного положения, правильные и грамотные действия родителей, позволят детям чувствовать себя в «своей тарелке». Даже если такое случилось, не стоить злиться на всех и демонстрировать это поведение своему чаду, он считает это примет за неправильный призыв к действию, в таком случае вам придется работать и с агрессией ребёнка.

background

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:

  • Доступ к платформе
    онлайн-школы на 7 дней
  • 1 пробный день
    в онлайн-школе
  • 1 урок с репетитором
    по любому предмету
  • Диагностику гибких
    навыков у ребенка
Введите телефон*

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных