Автор редакции
Боженова Наталья Юрьевна

Финансовая грамотность для детей: когда и как развивать
Время чтения 10 мин
304
Финансовая грамотность для детей: когда и как развивать
Время чтения 10 мин
Автор редакции
Боженова Наталья Юрьевна

304
Финансовая грамотность для детей: когда и как развивать
Автор редакции
Боженова Наталья Юрьевна
15.02.2023
Время чтения 10 мин

304
Современные родители покупают не просто памперсы по акции, а акции компании “Pampers”. Все для того, чтобы с пеленок открывать ребенку мир финансовой грамотности. Это гибкий навык, который необходим абсолютно всем, поэтому вопрос “Как и когда развивать финансовую грамотность?” -, действительно, актуален. Этой теме и посвящена наша статья.
Для чего нужно быть финансово грамотным?
Как сказал американский бизнесмен Роберт Кийосаки: “Важно не то, сколько денег вы зарабатываете, а то, сколько денег у вас остается, как они работают на вас”. Уметь зарабатывать - это еще не значит уметь распределять деньги, быть успешным и жить в достатке. Часто бывает, что человек умеет зарабатывать, но деньги утекают, их все время не хватает на долгосрочные цели или отдых. Так что нам может дать финансовая грамотность?
- Умение избегать необоснованных трат (и понимать, какие траты не обоснованы).
Например, посещение платной клиники может быть обосновано. Возможно, пока вы доедете до государственной клиники и простоите там в очереди, вы можете заработать в два раза больше, чем заплатите в частной клинике.
А покупка очередной сумки может быть не обоснована, если вы не можете приблизиться к своей долгосрочной цели.
- Умение достигать долгосрочных целей
Они могут быть разными: от покупки нового холодильника и машины до отдыха на Мальдивах. Это зависит от вашего дохода и запросов.
- Умение формировать финансовую подушку безопасности.
- Умение инвестировать.
Чтобы инвестировать, не нужно обладать большим доходом и бизнесом. Инвестиции доступны всем.
Финансово грамотный человек - это человек, у которого не заканчиваются неожиданно деньги за пару дней до зарплаты, у которого всегда есть финансовая подушка безопасности в случае форс мажора, который умеет распределять бюджет так, чтобы хватало на все сферы жизни, который знает, как хранить деньги, чтобы они не обесценились, который умеет инвестировать.
С чего начать развитие финансовой грамотности у ребёнка?
ТОП 5
Прежде всего необходим личный пример. Если вы не контролируете свои расходы, не планируете свой бюджет, если у вас полная семья, но совместного бюджета нет, то советы, которые мы перечислим будут каплей в море и вряд ли помогут сформировать финансово грамотного человека.
Участие в распределении бюджета
Как можно раньше нужно приобщать ребенка к совместному распределению бюджета. Ребенок должен видеть, как вы планируете деньги. Заложите в бюджет расходы на желания ребенка. Так будет проще в случае капризов ребенка в магазине объяснить ему, что покупка уже не входит в финансовые планы. Сказать ребенку: “Мы не планировали данную покупку” - это тоже формирование финансовой грамотности. Важно в конце месяца устраивать анализ расходов: обсуждать, удалось ли выполнить финансовые цели на месяц, были ли лишние траты, что можно оптимизировать в следующем месяце.

Карманные деньги
Чтобы ребенок умел тратить деньги, они должны у него быть.
Иметь карманные деньги - это важно и полезно. Так ребенок может научиться формировать личный бюджет, копить на долгосрочную цель, может научиться распределять деньги, например, часть денег тратить на сладости, а часть откладывать. Специалисты считают, что возраст шести-семи лет наиболее подходящий для практики карманных денег. В этом возрасте, когда дети идут в школу, появляются первые необходимые траты. Сколько нужно ребенку карманных денег? Это, конечно, зависит от дохода родителей и возраста ребенка.
Поощряйте желания вашего ребенка, помогайте ему копить. Не стоит говорить: “Это слишком дорого”. Лучше скажите: “Какая интересная у тебя цель, давай посчитаем, сколько тебе надо отложить карманных денег, чтобы ее достичь”. У ребенка должны быть фрустрации, потому что, преодолевая их, он развивается. Даже если вы можете позволить ребенку желаемую для него вещь, не надо этого делать, дайте ему возможность накопить.
Планирование покупок
Как же быть с ребенком младше шести лет? К карманным деньгам он пока не готов, но формировать финансовую грамотность уже можно.
Во-первых, ребенок должен понимать, откуда берутся деньги. Рассказывайте ему, как формируется бюджет вашей семьи, потому что скорее всего ребенок думает, что есть волшебная карточка “Пик-пик”.
Во-вторых, ребенок должен понимать, что не все можно купить, на что он укажет пальцем. Нужно развивать у него осознание ценности какой-либо вещи. Например: “Сынок, мы не купим тебе эти фигурки из мультика, потому что пока не планировали эти траты,но мы подарим тебе на день рождение”. Конечно, не всегда все будет проходить гладко, будут истерики, но помните: фрустрации - это полезно.
Можно практиковать ситуативные карманные деньги. Если ребенок выпрашивает какую-то игрушку в магазине, можно попробовать дать ему столько наличных денег, сколько стоит эта игрушка и объяснить, что можно сейчас за эти деньги купить эту игрушку или отложить в копилку.
Продажа игрушек
Предложите вашему ребенку продать игрушки, в которые он не играет. Наверняка, дома есть игрушки, которые уже не актуальны. Вместе сфотографируйте, обсудите сумму, за которые готовы продать, выложите фотографии на сайте. Обсудите, на что можно потратить вырученные деньги. Это можно практиковать уже с пяти-шести лет.
Инвестирование
Многие родители формируют инвестиционный портфель ребенку уже с рождения. Это возможность к совершеннолетию обеспечить ребенка хорошим образованием или жилплощадью. Если вы из списка таких родителей, то объясняйте свою логику инвестирования, вводите в курс дела. Например, если ребенку на день рождения бабушки с дедушками подарили деньги, то можно предложить ребенку их распределить так, чтобы часть можно было проинвестировать. Старайтесь инвестировать в компании, которые понятны ребенку, например, Johnson & Johnson (JNJ). Малыши с рождения встречаются с продукцией этой компании — например, косметическими средствами. Так будет легко объяснить ребенку на примере крема, который он держит в руках.
Что еще может помочь?
Финансовые игры
Полезно играть в «Монополию» (8+), «Финансовый поток» (14+), «Купи слона» (4+), “Денежка” (4+), “Бизнес идея” (8+), “Шопинг” (8+) и другие финансовые игры. Финансовые игры позволяют моделировать ситуации, с которыми ребёнок встретится в будущем.

Книги
Можно предлагать ребенку к прочтению книги по возрасту на экономические темы или читать вместе с ним.
- Татьяна Попова “Волшебный банкомат” (рекомендуем с 6 лет)
- Татьяна Попова “Магазинчик летних надежд” (рекомендуем с 12 лет)
- Бодо Шофёр “Пес по имени Мани” (рекомендуем с 8 лет)
- Елена ульева “Откуда берутся деньги” (рекомендуем с 5 лет)
- Клэр Фюма: “Экономика в комиксах” (рекомендуем с 14 лет)
- И.В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик “Новые удивительные приключения в стране Экономика” (рекомендуем с 13 лет).
- Маккена, Глайста, Фонтейн “Твой первый миллион. Как его заработать и не потерять”. (рекомендуем с 16 лет).
Мультики
Мультики тоже могут и развить интерес к теме финансов и помочь с ними разобраться. перечислим некоторые из них.
- Смешарики. “Золотое яблоко”
- Смешарики. “Черный день”
- Фиксики “История вещей”
- Фиксики “Деньги”
- Три кота “Поход в магазин”
- Уроки тётушки Совы “Семейный бюджет”
- Уроки тётушки Совы “О банке”
Фильмы
Детям постарше можно предложить посмотреть следующие фильмы.
- “Нефть” (16+): о предпринимателе, который ищет золото и серебро, а находит нефть и пытается разбогатеть.
- “Пи” (16+): о талантливом математике, который пытается найти и расшифровать универсальный цифровой код, согласно которому изменяются курсы всех биржевых акций.
- “Предел риска” (16+): мировой экономический кризис уже начался, но Америка еще не знает, какая катастрофа ждет впереди, и только группа топ-менеджеров на Уолл-Стрит ищет рецепт спасения.
Вывод
Финансовая грамотность - это один из обязательных навыков успешного человека 21 века, поэтому развивать этот навык надо буквально с самого рождения: формировать ребенку инвестиционный портфель, объяснять ребенку, как формируется бюджет семьи, выдавать карманные деньги, играть с ним в экономические игры, читать книги и смотреть мультики и фильмы на финансовые темы. Главное действовать поэтапно и регулярно, учитывая возраст ребенка.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Кашеварова Инга
12726
До скольки можно детям гулять без родителей
Самостоятельные прогулки для детей - это важный этап их развития, который помогает им стать самостоятельными и независимыми. Однако, вопрос о том, до и со скольки лет дети могут гулять без родителей, является предметом обсуждения и вызывает различные мнения.
Автор редакции
Мингачева Галия
11953
Формирование здорового образа жизни у школьников. На что обратить внимание
Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Это напрямую зависит от нас - каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Будет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения, станет ли здоровый образ жизни не просто образом, а стилем жизни современных детей?
Автор редакции
Ельцина Елена Николаевна, психолог
11893
Молодёжный сленг: проблема или норма?
Каждый день мы вступаем в коммуникацию, используя при этом вербальные и невербальные возможности. Невербальное общение – это передача информации без использования слов, то есть основным «языком» служит тело. В противовес невербальному общению идёт вербальное – это привычная для нас коммуникация, при помощи слов. Сегодня мы остановимся на общении, в котором без речи не обойтись. Задумывались ли вы, что с каждым годом наш язык приобретает всё новые и новые речевые обороты?
Автор редакции
Редакция «за школой»
5204
Грызёт карандаши, отвлекается в смартфон, и другие вредные привычки школьников
Часто ли вы замечаете, какие привычки уже успели сформироваться у вашего ребенка? Многие привычки появляются у детей уже в раннем возрасте и остаются с ними на очень длительный промежуток времени и даже на всю жизнь. Сложность в корректировке поведения заключается в том, что в основном данные проявления являются неосознанными.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)