Автор редакции
Редакция «За школой»
03.01.2023
Как выучить алфавит с ребенком. Несколько простых советов
Время чтения 5 мин
3014
Как выучить алфавит с ребенком. Несколько простых советов
Время чтения 5 мин
Автор редакции
Редакция «За школой»
3014
Как выучить алфавит с ребенком. Несколько простых советов
Автор редакции
Редакция «За школой»
03.01.2023
Время чтения 5 мин
3014
В мире, наполненном гаджетами, не каждый ребенок быстро осваивает речь, что уж говорить про алфавит. А школьная пора стремительно приближается, и хочется, чтобы дети были к ней готовы. В этой статье вы узнаете, когда лучше начинать учить ребенка алфавиту, и как сделать этот процесс более легким и приятным.
Когда можно начать учить алфавит с ребенком
Кто-то начинает учить ребенка алфавиту уже в 2 года, а кто-то не начинает даже к 5 годам. Разные темпы развития детей и желание родителей подготовить ребенка к школе как можно раньше вызывают множество вопросов и рассуждений. Так в каком же возрасте начинать учить детей алфавиту?
Нейрофизиология утверждает, что учить детей до 4-5 лет нет смысла, потому что только в этом возрасте начинается активная фаза формирования фонематического слуха (слух, отвечающий за восприятие звуков языка, который необходим синтеза и анализа речевых звуков). С этим согласны и логопеды. Без навыка слышать звуки в словах связывать их с изображением букв очень трудно. В то же время программа начальной школы предполагает владение базовыми вещами — примерное понимание звуков, букв, слов. Это вынуждает готовить ребенка к школе заранее, чтобы процесс обучения давался ему легче.
Можно понять, что развитие фонематического слуха запустилось, когда ребенок начинает задавать вопросы про буквы, чтение, как пишется слово, которое он произносит. В его речи часто возникают звуковые ошибки. Обычно это происходит к 4-5 годам и означает, что время пришло. Однако при желании можно начать знакомить детей с алфавитом с 3 лет, но делать это нужно грамотно, учитывая особенности возраста.
Советы по изучению алфавита
Многие родители и преподаватели выбирают подход к обучению ребенка дошкольного возраста очень похожий на обучение в младших классах. Такой дидактический метод может сработать в исключительно редких случаях или если ребенку уже 6 лет или больше. Подавляющее большинство детей такой способ подачи информации не воспринимает, потому что в период с 3 до 5 лет, как отмечает И.Ю. Синицына, ведущий научный сотрудник, их основная деятельность — сюжетно-ролевая игра.* Ребенок лучше усваивает информацию, представляя себе интересную ситуацию, в которой у него есть своя роль, игровые обучающие предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
Специализированные книги и пособия для обучения алфавиту и чтению чаще всего содержат стандартные задания, совсем не похожие на игры. Именно поэтому процесс идет очень долго, сложно и малоэффективно.
Кроме того, большое значение имеет, какой пример подают ребенку взрослые. Если вы будете с удовольствием читать при нем книги, то и у ребенка начнет формироваться к ним интерес. Ведь родитель в раннем детстве — самая главная для ребенка фигура, он часто за ними повторяет, стремится быть похожим. Когда дети видят, что родители читают книги, они сами начинают к ним тянуться — многие играют, притворяясь, что читают и понимают, что написано на страницах. Так постепенно возникает желание понять, что же там написано, что означает каждый символ и как он звучит. На этом этапе (4-5 лет или старше в зависимости от индивидуальных особенностей) уже подойдут стандартные яркие книжки с изображением букв, которые привычно видеть у логопедов и в садиках.
В статье вы найдете несколько простых рекомендаций, как помочь ребенку выучить алфавит.
Игры для изучения алфавита
Чтобы облечь процесс изучения букв в игру, вам понадобятся кубики с изображением букв (можно самостоятельно сделать аналог, разрезав листы бумаги и написав на них все буквы алфавита по одной на кусочке). Ребенок сможет их двигать самостоятельно, формируя слоги.
Для начала сконцентрируйтесь на открытых гласных (А, О, У, Ы, Э), рот при их произношении открывается шире. К мягким (Е, Ю, Я) можно будет перейти позже, когда закрепятся первые. Объясните ребенку, как строится слог, для начала, из двух букв: одна согласная, другая — гласная. Раскладываем нужные нам кубики и следующим шагом добавляем элемент игры. Игры вы можете придумывать самостоятельно по подобию примеров ниже.
1. Песенка птиц. Введите несколько персонажей: гусь, который говорит «ГА», курица, которая говорит «КО», кукушка, которая говорит «КУ» и сова, которая говорит «ВУ». Ребенок в этой игре зритель, который «записывает» выступление, чтобы рассказать, о чем пели птицы, своим друзьям. Вы рассказчик. Роли участников хора достаются игрушкам. Любая объемная поверхность, к примеру, диван — сцена.
«Однажды встретились четыре птицы с разными голосами: гусь, сова, кукушка и курочка. И так им понравилось, как звучали их голоса, что они решили устроить концерт и пригласить особенного гостя (то есть вашего ребенка)!» — говорите вы и вместе с ребенком расставляете игрушки на сцене.
«Дождавшись гостя, они начали петь песню, которую очень долго репетировали. “ГА”, “КУ”, “ВУ”, “КО”» — пропеваете вы и просите петь с вами ребенка.
«Гостю так понравилась песня, что он решил записать ее слова для друга, чтобы потом спеть ее вместе с ним» — произносите вы и просите сложить ребенка слова каждой птицы, помогая при возникновении трудностей.
2. Когда ребенок привыкнет к слогам, можно переходить к более продвинутым вариантом. В этом вам отлично помогут холодильник и магнитики в форме букв на нем.
Нарисуйте с ребенком предмет или животное, птицу, например, кукушку. В процессе рисования спрашивайте ребенка, как кукушка поет. Он уже знает ответ на этот вопрос, так как вы играли с ним в игру с участием кукушки.
Затем вместе с ребенком повесьте рисунок на холодильник и попросите его выложить из букв-магнитов, как поет кукушка. Далее добавьте слог «ШКА». Объясните ребенку, что так получилось название птицы.
Таким образом вы превратите обучение ребенка в веселую игру, где он будет активным участником. Это поможет развить в нем интерес и построить ассоциации, благодаря которым он будет запоминать все больше слогов и постепенно станет собирать их в слова.
Заключение
Таким образом, главное, что может сделать родитель, чтобы вызвать желание ребенка выучить алфавит — показать свой интерес к чтению ребенку. Дети дошкольного возраста хотят быть похожими на своих родителей. Видя, как вы с интересом читаете книгу, ребенок станет «читать» ее тоже и в конце концов захочет понять, что именно там написано и как текст превращается в звуки.
Если вы желаете заняться алфавитом с ребенком младше 4-5 лет, то используйте формат сюжетно-ролевой игры. Такой способ будет гораздо эффективнее стандартных заданий, ведь в этом возрасте она является их основным действием.
Детей постарше, когда вы замечаете, что формирование фонематического слуха перешло в активную фазу (ребенок спрашивает, что написано, как произносится определенная буква, делает ошибки в звуках), можно обучать с помощью всем знакомых ярких букварей. Этот вариант идеальный.
Однако если в ребенке так и не проявился интерес, а уже скоро нужно идти в школу, и вы хотите, чтобы обучение ему давалось легче, можно использовать первый метод.
В современном цифровом мире дети начинают интересоваться буквами позднее. В этом нет ничего страшного. Исследования показывают, что рано или поздно уровень чтения выравнивается, несмотря на то, когда именно их начинали учить алфавиту.
*Синицына Ирина Юрьевна Игровой подход в обучении дошкольников чтению // СДО. 2015. №8 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-podhod-v-obuchenii-doshkolnikov-chteniyu-1 (дата обращения: 23.12.2022).
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Редакция «За школой»1999
Как выучить любой иностранный язык самостоятельно?
Утверждение, что изучение иностранного языка представляет собой скучное и сложное занятие, которое обязательно должно происходить под наблюдением строгого преподавателя — популярный стереотип. На самом деле учиться можно не только эффективно, но интересно и самостоятельно.
Автор редакции
Корнеева Маргарита421
Как легче и быстрее выучить испанский язык
Изучение испанского, как и любого другого иностранного языка, требует дисциплины, усилий и времени. В данной статье мы расскажем о том, какие простые шаги помогут вам сделать процесс обучения более быстрым и эффективным.
Автор редакции
Редакция «За школой»364
Как выучить стихотворение наизусть легко и быстро?
Взрослые люди, которые в школьные годы нередко сталкивались с трудностями во время заучивания поэтических произведений на память, как никто другой в этом плане понимают своих детей.
Автор редакции
Максим Коваль360
Как быстро выучить большой текст наизусть: 5 эффективных способов
Узнайте о пяти методах, которые помогут вам запомнить сложный текст быстро и надёжно. Используйте комбинацию переписывания, ассоциаций, аудиозаписи, пиктограмм и метода Фейнмана, чтобы превратить учебный процесс в увлекательное и результативное занятие.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)