- главная
- медиа «за школой»
- домашняя школа
- Олимпиада по русскому языку «Синергия»: разбор заданий для 9 классов
Автор редакции
Редакция «за школой»
Оглавление
Задание 1: Омонимы и многозначные словаЗадание 2: Глухие согласные звукиЗадание 3: Ударение в словахЗадание 4: Однокоренные словаЗадание 5: Род заимствованных словЗадание 6: Связь слов в словосочетанииЗадание 7: Знаки препинанияЗадание 9: Работа с текстомЗадание 10: Чередование гласных в корнеЗадание 11: Пунктуационные ошибкиЗадание 12: Речевые ошибки
Олимпиада по русскому языку «Синергия»: разбор заданий для 9 классов
Время чтения 8 мин
107
Олимпиада по русскому языку «Синергия»: разбор заданий для 9 классов
Время чтения 8 мин
Автор редакции
Редакция «за школой»
Оглавление
Задание 1: Омонимы и многозначные словаЗадание 2: Глухие согласные звукиЗадание 3: Ударение в словахЗадание 4: Однокоренные словаЗадание 5: Род заимствованных словЗадание 6: Связь слов в словосочетанииЗадание 7: Знаки препинанияЗадание 9: Работа с текстомЗадание 10: Чередование гласных в корнеЗадание 11: Пунктуационные ошибкиЗадание 12: Речевые ошибки
107
Олимпиада по русскому языку «Синергия»: разбор заданий для 9 классов
Автор редакции
Редакция «за школой»
21.03.2025
Время чтения 8 мин

107
Оглавление
Задание 1: Омонимы и многозначные словаЗадание 2: Глухие согласные звукиЗадание 3: Ударение в словахЗадание 4: Однокоренные словаЗадание 5: Род заимствованных словЗадание 6: Связь слов в словосочетанииЗадание 7: Знаки препинанияЗадание 9: Работа с текстомЗадание 10: Чередование гласных в корнеЗадание 11: Пунктуационные ошибкиЗадание 12: Речевые ошибкиВ этой статье мы разберём задания олимпиады от школьного университета «Синергия» для 9 класса, узнаем правильные ответы и раскроем интересные факты о русском языке.
Задание 1: Омонимы и многозначные слова
Вопрос: Распредели пары слов.
Правильный ответ:
Омонимы: клуб дыма, шахматный клуб; австрийский посол, посол огурцов.
Многозначные слова: петушиный гребень, гребень горы; яркая звезда, морская звезда.
Что нужно знать:
Омонимы — это слова, которые звучат или пишутся одинаково, но имеют разные значения. Например, «лук» (оружие) и «лук» (овощ). Они возникают из-за случайного совпадения звучания или исторических изменений в языке.
Многозначные слова имеют несколько связанных значений. Например, «ручка» может означать часть тела, инструмент для письма или дверную ручку. Многозначность часто возникает из-за метафорического переноса значений.
Интересный факт:
В китайском языке омонимы встречаются особенно часто. Например, слово «ma» может означать «мама», «лошадь», «ругать» или «конопля» в зависимости от тона.
Готовься на высшие баллы с «Синергией»
- Готовься к ОГЭ на отлично;
- Подготовься к ЕГЭ на высокие баллы;
- Пройди профориентацию бесплатно;
- Бесплатный доступ на образовательную платформу.
Задание 2: Глухие согласные звуки
Вопрос: Выбери слова, в которых все согласные звуки глухие.
Правильный ответ: кукушка, аист, пищуха.
Что нужно знать:
Глухие звуки произносятся без участия голоса, только за счёт шума. В русском языке большинство глухих звуков имеют звонкие пары, но есть и исключения, например, [ц], [ч], [щ].
Интересный факт:
Глухие звуки часто используются в поэзии для создания настроения. Например, у Александра Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека…» — глухие звуки [т], [к], [ф] усиливают ощущение мрачности.
Задание 3: Ударение в словах
Вопрос: Отметь слова со вторым ударным слогом.
Правильный ответ: дефис, коклюш.
Что нужно знать:
Русское ударение — разноместное и подвижное. Оно может стоять на любом слоге, и его положение часто нужно просто запоминать.
Интересный факт:
В большинстве языков ударение фиксированное. Например, во французском оно всегда на последнем слоге, а в финском — на первом.
Задание 4: Однокоренные слова
Вопрос: Укажи для выделенного слова однокоренное.
Правильный ответ: метла.
Что нужно знать:
Омоформы — это слова, которые совпадают в форме, но имеют разные значения. Например, «мести» может быть формой глагола (очищать от сора) или существительного (месть).
Интересный факт:
Омоформы часто используются в каламбурах. Например, «Трясли вы три сливы?» — при быстром произношении можно услышать разные варианты.
Задание 5: Род заимствованных слов
Вопрос: Определи род имён существительных.
Правильный ответ:
Мужской род: аэрозоль, кенгуру, сирокко.
Женский род: антресоль, авеню, кольраби.
Что нужно знать:
Род заимствованных слов часто определяется по аналогии с русскими словами. Например, слова на -а или -я обычно женского рода, а на согласный — мужского.
Интересный факт:
Слово «кофе» раньше было только мужского рода, но сейчас допустим и средний род.
Задание 6: Связь слов в словосочетании
Вопрос: Определи вид связи слов в выделенном словосочетании.
Правильный ответ: управление.
Что нужно знать:
В русском языке существует три вида связи: согласование, управление и примыкание. Управление — это когда главное слово требует определённой формы зависимого.
Интересный факт:
В древнерусском языке согласование и управление были более распространёнными, чем примыкание.
Задание 7: Знаки препинания
Вопрос: Установи соответствие между знаком препинания и его функцией.
Правильный ответ:
Запятая выделяет вводное слово.
Запятая разделяет простые предложения в составе сложного.
Запятая выделяет обособленное обстоятельство.
Что нужно знать:
Запятая — один из самых важных знаков препинания. Она может полностью изменить смысл предложения. Например, «Казнить нельзя помиловать».
Задание 8: Цель высказывания
Вопрос: Определи цель высказывания сложного предложения.
Правильный ответ: побудительное.
Что нужно знать:
Предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Побудительные часто используются в инструкциях и рекламе.
Задание 9: Работа с текстом
Вопрос: Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?
Правильный ответ: Марья Михайловна перешла на русскую речь, так как не совсем свободно владела французским языком.
Что нужно знать:
В XVIII–XIX веках французский язык был символом статуса в русском обществе. Многие дворяне говорили на нём лучше, чем на русском.
Задание 10: Чередование гласных в корне
Вопрос: В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
Правильный ответ: пловец, занимать, собирать.
Что нужно знать:
Чередование гласных связано с историческими изменениями в языке. Например, корни «гор/гар» (гореть — загар) или «мир/мер» (мир — умереть).
Задание 11: Пунктуационные ошибки
Вопрос: Отметь предложение с пунктуационной ошибкой.
Правильный ответ: Хотя многие считают, что классическая литература сложна для восприятия, именно она позволяет глубже понять исторические эпохи и человеческую психологию, поскольку авторы через своих героев отражали актуальные проблемы своего времени.
Что нужно знать:
Сложные предложения требуют внимательной расстановки знаков препинания. Ошибки могут исказить смысл.
Задание 12: Речевые ошибки
Вопрос: Укажи предложения с речевыми ошибками.
Правильный ответ:
Благодаря хорошей погоды, мы решили пойти гулять. (Нарушение управления.)
Он вернулся обратно домой после работы. (Избыточность конструкции.)
Что нужно знать:
Речевые ошибки часто возникают из-за невнимательности или влияния разговорной речи. Чтобы их избежать, важно больше читать и практиковаться.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Редакция «за школой»
25328
Электронный журнал и дневник в школе - как они работают?
“А в дневнике не написано!” - так, многие ученики оправдываются перед учителем, если вдруг не сделали домашнее задание. В этой статье вы получите ответ на вопрос: “Электронный журнал и дневник в школе - как они работают?”.
Автор редакции
Редакция «за школой»
8484
Сколько стоит домашнее обучение в России?
Сколько стоит домашнее обучение в нашей стране? Конечно, вопрос о стоимости рассмотреть просто необходимо! Поговорим о ценах и расходах, которые ложатся на плечи родителей школьников, занимающихся в обычных школах и удаленно.
Автор редакции
Редакция «за школой»
7483
Что делать, если кажется, что ребенок не потянет школу после 9 класса
Заветный аттестат об основном общем образовании получен, впереди — самые ответственные годы обучения в школе. А в голове предательские мысли: «Что, если ребенок не потянет 10–11 класс, учился то он средненько, в отличниках не ходил. ЕГЭ сдавать как сложно, вот в прошлом году не все дети справились. Может, ну его, этот десятый класс». Поверьте, вы далеко не одиноки с такими мыслями, их переживают сотни родителей. Давайте вместе разбираться с сомнениями и тревогами по поводу старшей школы.
Автор редакции
Корнеева Маргарита
4365
Стоит ли идти в 10 класс? Железобетонные аргументы "за"
Наверняка, многие школьники и их родители испытывают чувство растерянности, когда нужно определиться, оставаться в школе после 9 класса или уходить в колледж. В статье мы расскажем о плюсах и минусах обоих вариантов и подскажем, на что нужно обратить внимание в момент принятия решения.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)