- главная
- медиа «за школой»
- психология
- Ребенок не хочет дружить с одноклассниками. Как социализироваться в школе?
Автор редакции
Алимова Наиля

Ребенок не хочет дружить с одноклассниками. Как социализироваться в школе?
Время чтения 7 мин
555
Ребенок не хочет дружить с одноклассниками. Как социализироваться в школе?
Время чтения 7 мин
Автор редакции
Алимова Наиля

555
Ребенок не хочет дружить с одноклассниками. Как социализироваться в школе?
Автор редакции
Алимова Наиля
13.11.2022
Время чтения 7 мин

555
Социализация — это общение со сверстниками, адаптация в обществе. В этой статье вы узнаете как помочь ребенку в социализации.
Для чего нужны друзья в школе?
Дети начинают учиться общению еще в дошкольном возрасте, но именно в это время наиболее важную роль в социализации детей играют контакты со взрослыми — родители, близкие родственники, воспитатели. Эти контакты на этом между детьми, в большей степени, кратковременны и нерегулярны.
Для некоторых взрослых знакома ситуация, когда ребёнок, приходя домой из школы, постоянно, жалуется на то, что у него совершенно нет друзей, его обижают, с ним не хотят общаться. И от реакции родителей в этом случае зависит дальнейшее поведение ребёнка.
Если ребенок младшего возраста, будет большая вероятность того, что ребенок будет поступать так, как посоветует ему его родители. Ребенок может замкнуться в себе, если родители будут осуждать одноклассников, учителей, которые не могут создать необходимые условия для дружеского общения детей. И тогда, ребенок будет сторониться одноклассников, думать о них плохо, вместо того, чтобы попытаться наладить общение самостоятельно. И в таком случаи, его поведение не будет способствовать развитию хорошего общения между детьми.
Почему у ребенка нет друзей в классе?
Взрослым необходимо внимательно относится к жалобам детей. Родители должны сразу же помочь ребенку наладить контакты с одноклассниками, сверстниками, и подключиться к этому процессу , если эти жалобы являются частыми, каждый раз ребенок приходит домой, расстроенный и грустный, отказывается идти в школу, говоря что его там никто не любит и никто с ним не дружит.
В-первую очередь, нужно понять — каким образом ребенок строит отношения и общается с ребятами из класса, и обязательно, поговорить об этом с учителем. Учитель , классный руководитель является наставником и имеет авторитет в детской среде. Учителю больше, чем родителям известно о том, как складываются взаимоотношения у детей. Он знает, кто в классе стесняется, а кто является лидером, и спокойно может общаться со всеми. Педагог знает и понимает особенности каждого ребенка и как он общается, и то, какие привычки в общении использует каждый ребёнок.
Родителям же необходимо рассказать учителю о детской проблеме, о том, что ребенок, возможно, испытывает сложности в установлении контакта с другими детьми, о чувствах ребёнка, его переживаниях. Задача учителя серьезно отнестись к просьбе родителей, он должен внимательно наблюдать за поведением ребенка на уроках, на перемене, и возможно, учитель сможет увидеть проблему и объяснить, в чем она заключается.

Есть несколько пунктов в поведении детей, которые могут говорить о том, что ребёнку плохо в классе:
- Ребенок не хочет идти в школу и пытается всячески избежать похода в школу;
- Из школы возвращается грустным, расстроенным;
- Может плакать без причины;
- В разговорах не хочет говорить об одноклассниках;
- Не делится тем, что происходит в школе;
- Ни с кем не созванивается из класса, и не может написать даже если, нужно узнать уроки;
- На пустом месте может отказаться идти в школу;
- Ребенок одинокий, он никого не зовет к себе на день рождения, и его тоже никто приглашает в гости, и на дни рождения.
За отсутствием друзей чаще всего могут скрываться проблемы, о которых ребёнок не может говорить. Психологические травмы, непроработанные комплексы изолируют ребенка от одноклассников, сверстников, это все мешают ему выстроить нормальные отношения с друзьями в этот период, так как именно в это время социальные контакты очень важны.
К проблемам и комплексам детей можно отнести, например, низкую самооценку, которая может развиваться из-за слишком сильного давления в семье, страх не оправдать ожидания родителей. Если родители будут осуждать круг общения ребенка, могут негативно отзываться о них.
Подростку будет сложно обрести друзей, сближаться с ровесниками, если он не смог в детстве обрести навыки общения с другими. Еще одной причиной может стать избалованность ребёнка — гиперопека и вседозволенность дома может привести к тому, что ребёнок будет такую же модель отношений проектировать и на общение с посторонними, но посторонние могут не принять такие правила игры. Агрессия, которую ребенок видит от родителей или в семье допускается оскорбления, грубость - это все может тоже помешать выстроить дружеские отношения.
Кроме психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Финансовое положение семьи играет важную роль, оно определяет возможности досуга ребёнка, и в школе, если у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение одной другой семьи может стать поводом для насмешек над ребёнком, и он может стать изгоем среди одноклассников.
Взрослее ребенок должен понимать, что именно от него зависит какие отношения со сверстниками у него сложатся. Но это не означает, что только ребенок будет виноват в том, что с ним никто не дружит , но ему следует задуматься над своими привычками, своим характером, как он устанавливает контакт, какая у него реакция на разные ситуации.

Агрессивность, грубость, плаксивость, злопамятность, жадность, циничность - это качества личности, которые отталкивают окружающих. Если дети вовремя поймут, что именно они делают не так, они смогут изменить себя и завести дружеские отношения, где их будут ценить и с ними захотят дружить.
Если у детей не сформированы навыки общения и установления контакта им будет трудно найти друзей. Это часто бывает в тех семьях, где не поддерживается общение с близкими людьми, в семье ценят больше одиночество, нежели взаимодействие, родители ведут асоциальный образ жизни. В этом случае ребенку может помочь психолог, так как у ребёнка может быть нарушена способность к социализации.
Также помощь психолога может пригодится, если ребенок сторонится любого общения, испытывает ненависть к окружающим, постоянно завидует другим, за ним замечены попытки применить насилие к младшим или слабым, он замкнут, избегает любых социальных отношений. Помимо психолога важна и поддержка родителей, это залог того, что ребёнок, постепенно начнет раскрываться, найдет друзей и сможет сохранить отношения с ними.
Как же родители могут помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками:
1. Приучать ребенка быть самостоятельным;
2. Научиться правильно подчеркивать достоинства ребенка;
3. Интересоваться жизнью ребёнка;
4. Привлечь к проблеме педагога;
5. Научить ребёнка как завести знакомства;
6. Разрушать стереотипы;
7. Придавать уверенность, говорить слова любви ребенку;
8. Самим создать ребёнку круг общения;
9. Научить говорить "нет".
Инструменты, которые могут помочь родителям:
- В игровой форме смоделировать и обсуждать ситуации с ребёнком;
- Пройти курсы или прочитать пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей и др.
Очень важно, как родители общаются с ребёнком, — учит ли его здоровой коммуникации, быть экологичным? Для родителей первый шаг – рефлексия, это поможет обнаружить у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Анна Котова
42833
Переходный возраст у школьников: особенности взросления мальчиков и девочек
Что такое переходный возраст и как вести себя с подростком разбираем в нашей статье.
Автор редакции
Редакция «за школой»
39361
Какой IQ для ребенка считается нормальным?
Умственные способности детей, по мнению некоторых современных ученых, представляют собой врожденный и зависящий только от полученных ими генов показатель. В то же время другие исследователи уверены в том, что коэффициент интеллекта можно улучшить. Чтобы расширить возможности мозговой деятельности у ребенка, родителям стоит воспользоваться разработанными специалистами методиками.
Автор редакции
Редакция «за школой»
34050
Учитель «валит» моего ребенка. Что делать, если педагог предвзят?
К сожалению, в школах нередки случаи учительского буллинга, когда преподаватель относится предвзято к ребенку и намеренно его «заваливает». Это неприятная ситуация, оставляющая отрицательный след на поведении школьника, который начинает убегать с уроков, ходить в школу без настроения и плохо учиться. Разберемся, как себя вести в такой ситуации ребенку и родителям.
Автор редакции
Редакция «за школой»25458
Теория поколений по годам: характеристика и различия X, Y, Z и Альфа
Иксы, миллениалы, зумеры, альфы – кто все эти люди? Чем они отличаются друг от друга, и почему их так называют? Чтобы разобраться, нужно познакомиться с теорией поколений.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)