Top.Mail.Ru
  1. главная
  2. медиа «за школой»
  3. психология
  4. Ребенок не хочет дружить с одноклассниками. Как социализироваться в школе?

Ребенок не хочет дружить с одноклассниками. Как социализироваться в школе?

Время чтения 7 мин

просмотры 555

Социализация — это общение со сверстниками, адаптация в обществе. В этой статье вы узнаете как помочь ребенку в социализации.

Для чего нужны друзья в школе?

Дети начинают учиться общению еще в  дошкольном возрасте, но именно в это время  наиболее важную роль в социализации детей играют контакты со взрослыми — родители, близкие родственники, воспитатели. Эти контакты на этом между детьми, в большей степени, кратковременны и нерегулярны.

Для некоторых взрослых знакома ситуация, когда ребёнок, приходя домой из школы, постоянно, жалуется на то, что у него совершенно нет друзей,  его обижают, с ним не хотят общаться. И от реакции  родителей в этом случае зависит дальнейшее поведение ребёнка. 

Если ребенок младшего возраста, будет большая  вероятность того, что ребенок будет поступать так, как посоветует ему его родители. Ребенок может замкнуться в себе, если родители будут осуждать одноклассников, учителей, которые не могут создать необходимые условия для дружеского общения детей. И тогда, ребенок будет сторониться одноклассников, думать о них плохо, вместо того, чтобы попытаться наладить общение самостоятельно. И в таком случаи, его поведение не будет способствовать развитию хорошего общения между детьми.

Почему у ребенка нет друзей в классе? 

Взрослым необходимо внимательно относится к жалобам детей. Родители должны сразу же помочь ребенку наладить контакты с одноклассниками, сверстниками,  и подключиться к этому процессу , если эти жалобы являются частыми, каждый раз ребенок приходит домой, расстроенный и грустный, отказывается идти в  школу, говоря  что его там никто не любит и никто с ним не дружит. 

В-первую очередь, нужно понять — каким образом ребенок  строит отношения и общается с ребятами из класса, и обязательно, поговорить об этом с учителем. Учитель , классный руководитель является наставником и имеет авторитет в детской среде. Учителю  больше, чем родителям известно о том, как складываются взаимоотношения у детей. Он знает, кто в классе стесняется, а кто является лидером, и спокойно может общаться со всеми. Педагог  знает и понимает особенности каждого ребенка и как он общается, и то, какие привычки в общении использует каждый ребёнок. 

Родителям же необходимо рассказать учителю о детской проблеме, о том, что ребенок, возможно, испытывает сложности в установлении контакта с другими детьми, о чувствах ребёнка, его переживаниях. Задача учителя серьезно отнестись к просьбе родителей, он должен внимательно наблюдать за поведением ребенка на уроках, на перемене, и возможно, учитель сможет увидеть проблему и объяснить, в чем она заключается.

Есть несколько пунктов в поведении детей, которые  могут говорить о том, что ребёнку плохо в классе:

  • Ребенок не хочет идти в школу и пытается всячески избежать похода в школу;
  • Из школы возвращается грустным, расстроенным;
  • Может плакать без причины;
  • В разговорах не хочет говорить об одноклассниках;
  • Не делится тем, что происходит в школе;
  • Ни с кем не созванивается из класса, и не может написать даже если, нужно узнать уроки;
  • На пустом месте может отказаться идти в школу;
  • Ребенок одинокий, он никого не зовет к себе на день рождения, и его тоже никто приглашает в гости, и на дни рождения.

За отсутствием друзей чаще всего могут скрываться проблемы, о которых ребёнок не может говорить. Психологические травмы, непроработанные комплексы изолируют ребенка от одноклассников, сверстников, это все мешают ему выстроить нормальные отношения с друзьями в этот период, так как именно в это время социальные контакты очень важны.

‍ К проблемам и комплексам детей можно отнести, например, низкую самооценку, которая может  развиваться  из-за слишком сильного давления в семье, страх не оправдать ожидания родителей. Если родители будут осуждать круг общения ребенка, могут негативно отзываться о них.

‍ Подростку будет сложно обрести друзей, сближаться с ровесниками, если он не смог в детстве обрести навыки общения с другими. Еще одной  причиной может стать избалованность ребёнка — гиперопека и вседозволенность дома может привести  к тому, что ребёнок будет  такую же модель отношений проектировать и на общение с посторонними, но посторонние могут не принять такие правила игры. Агрессия, которую ребенок видит от родителей или в семье допускается оскорбления, грубость - это все может тоже помешать выстроить дружеские отношения.

‍Кроме психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Финансовое положение семьи играет важную роль, оно  определяет возможности досуга ребёнка, и в школе, если у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение одной другой семьи может стать поводом для насмешек над ребёнком, и он может стать изгоем среди одноклассников.

Взрослее ребенок должен понимать, что именно от него зависит какие отношения со сверстниками у него сложатся. Но это не означает, что только ребенок будет виноват в том, что с ним никто не дружит , но ему следует задуматься над своими привычками, своим характером, как он устанавливает контакт, какая у него реакция на разные ситуации. 

Агрессивность, грубость, плаксивость, злопамятность, жадность, циничность - это качества личности, которые отталкивают окружающих.  Если  дети вовремя поймут, что именно они делают не так, они смогут  изменить себя и завести дружеские отношения, где их будут ценить и с ними захотят дружить.

Если у детей не сформированы навыки общения и установления контакта им будет трудно найти друзей. Это часто бывает в тех семьях, где не поддерживается общение с близкими людьми, в семье ценят больше одиночество, нежели взаимодействие, родители ведут асоциальный образ жизни. В этом случае ребенку может помочь психолог, так как  у ребёнка может быть нарушена способность к социализации. 

Также помощь психолога может пригодится, если ребенок  сторонится любого общения, испытывает ненависть к окружающим, постоянно завидует другим, за ним замечены попытки применить насилие к младшим или слабым, он замкнут, избегает любых социальных отношений. Помимо психолога важна и поддержка родителей, это залог того, что ребёнок, постепенно начнет  раскрываться, найдет друзей и сможет сохранить отношения с ними.

Как же родители могут помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками:

1.  Приучать ребенка быть  самостоятельным;

2.  Научиться правильно подчеркивать достоинства ребенка;

3.  Интересоваться жизнью ребёнка;

4.  Привлечь к проблеме педагога;

5.  Научить ребёнка как завести знакомства;

6.  Разрушать стереотипы;

7.  Придавать уверенность, говорить слова любви ребенку;

8.  Самим создать ребёнку круг общения;

9.  Научить говорить "нет".

Инструменты, которые могут помочь родителям:

  • В игровой форме смоделировать и обсуждать ситуации с ребёнком;
  • Пройти курсы или прочитать пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей и др.

Очень важно, как родители общаются с ребёнком, — учит ли его здоровой коммуникации, быть экологичным? Для родителей первый шаг – рефлексия, это поможет обнаружить у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.

image

пройдите бесплатный профтест

узнайте какая профессия больше подходит именно вам

примерьте на себя обучение

попробуйте неделю бесплатно

  • более 10 000 материалов на платформе
  • интерактивные задания
  • записи уроков и мини-лекции к темам
  • допольнительные материалы и презентации уроков
или напишите нам в чат
whatsapp telegram email

получите бесплатный доступ к платформе

  • flag +7 Russia (Россия)
  • flag +375 Belarus (Белоруссия)
нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных в соответствии с политикой конфиденциальности
  1. главная
  2. медиа «за школой»
  3. психология
  4. Ребенок не хочет дружить с одноклассниками. Как социализироваться в школе?

учись в школе и получи айфон бесплатно