Автор редакции
Редакция «за школой»
Оглавление

Как хвалить, но не перехвалить ребенка. Советы для родителей
Время чтения 10 мин
741
Как хвалить, но не перехвалить ребенка. Советы для родителей
Время чтения 10 мин
Автор редакции
Редакция «за школой»
Оглавление

741
Как хвалить, но не перехвалить ребенка. Советы для родителей
Автор редакции
Редакция «за школой»
05.10.2022
Время чтения 10 мин

741
Оглавление
Хвалить детей просто необходимо! Теплые слова, подобранные правильно и сказанные вовремя, придают ребенку уверенности в себе. Похвала помогает раскрыть творческий потенциал и стимулирует к различной деятельности: спортивным тренировкам, учебе, занятиям полезным хобби. Главное – не перестараться! Наши эксперты расскажут, как избежать распространенных ошибок родителей и как правильно хвалить детей.
За что нужно хвалить
Не стоит петь дифирамбы просто так – в этом нет никакой необходимости! Впрочем, есть несколько реальных поводов для похвалы, когда одобрение родителей очень нужно:
· хорошее поведение;
· хорошие оценки;
· творческие успехи;
· спортивные достижения;
· решение любой сложной задачи.
В последнем случае речь идет не столько о математике, сколько о различных жизненных событиях. Ребенок починил игрушку, вместе с отцом отремонтировал капающий кран, убрался в квартире вместе с мамой, помог бабушке или сделал общее дело, которое касается всей семьи, например, погулял с собакой? Все это и многое другое заслуживает похвалы!
Некоторые дети не отличаются послушанием – родителям приходится приложить немало усилий, убеждая непосед и самых настоящих «неслухов» соблюдать элементарные нормы поведения. Похвала может простимулировать ребенка к хорошему поведению.
Высокие оценки, различные успехи в творчестве и спортивные награды определенно стоит отметить! Правда, похвала должна быть равносильна затраченным усилиям. Не стоит устраивать семейный праздник из-за «пятерки» по русскому языку. С другой стороны, если это оценка «отлично» за четверть, которая стоила ребенку множества усилий и кропотливой работы, то хвалить старательного ученика от всей души можно и нужно!
Как правильно хвалить
Хвалите ребенка за конкретные действия! Дети должны понимать, за что именно заслужена похвала. Неопределенного «молодец» недостаточно – конкретизируйте поступок или действие.
Похвалу в адрес маленького ребенка рекомендуется сопровождать тактильными действиями, например, объятиями или поцелуем, которые к тому же прекрасно сочетаются между собой. Вкладывайте в теплые слова эмоции. Безликая дежурная фраза будет гораздо менее ценной для ребенка.
Выполнение повседневных обязанностей заслуживает минимальной похвалы. Если ученик убрался на своем столе, то не обязательно обнимать его за это всей семьей. Конечно, бывают и исключения, например, для 3-годовалого малыша собрать разбросанные игрушки – большое достижение, за которое стоит хвалить, как настоящего чемпиона.
Подросткам и детям постарше слова важны в большей степени, чем объятия. Не стоит гладить старшеклассника по головке! Хотя, если говорить о значимых достижениях, например, высоком балле за ЕГЭ, то в этом случае объятия будут вполне уместными.
Ни в коем случае не перехваливайте ребенка! Иначе чрезмерный восторг окружающих его успехами будет восприниматься им как норма. Естественно, что остальные люди далеко не всегда будут хвалить маленького «нарцисса». В будущем недостаток хвалебных речей, од и подобострастного восхищения приведет к развитию болезненной неуверенности в себе.
Ошибки родителей
Многие родители пытаются сделать, как лучше, однако, несмотря на свои старания, совершают одни и те же ошибки. Ниже мы приведем самые распространенные «промахи», которые допускают папы и мамы:
· чрезмерная похвала по любому поводу;
· сравнение ребенка с друзьями и другими членами семьи;
· попытки хвалить и критиковать одновременно;
· отсутствие эмоций;
· поощрение только идеальных результатов;
· откровенная лесть;
· воспоминание промахов, совершенных в прошлом.
Хвалить ребенка слишком много и часто – это верный способ создать основу для нарциссического расстройства, которое обязательно появится в будущем. Впрочем, свести похвалу до минимума – тоже не самое лучшее решение, способствующую развитию неуверенности в себе.
Сравнение с друзьями, братьями и сестрами неизбежно приведет к конфликтам. Дети будут ссориться, установление неприязненных отношений произойдет с большой вероятностью.
Хвалить ребенка без эмоций стоит только за малозначительные достижения. Отсутствие искренней радости у родителей является прямым указателем на недостаточную значимость события. Ребенку будет очень обидно, если пришлось приложить много усилий для достижения цели или выполнения задачи, которую недооценили родители.
Дети хорошо чувствуют ложь. Воздерживайтесь от откровенной лести! В тех случаях, когда ребенок распознает притворство, хвалить бессмысленно – весь эффект от теплых слов, объятий и эмоций будет сведен к нулю.
Решив похвалить ребенка, не упоминайте досадные случаи и промахи, совершенные в прошлом. Кроме того, стоит воздержаться от совмещения критики и поощрения – иначе похвала будет полностью нивелирована. Если вы хотите хвалить, то делайте именно это!
Когда и как нужно критиковать
Иногда действия и поступки детей вполне заслуживают критики. Ниже приведены рекомендации, которые помогут родителям наставить ребенка на путь истинный:
· высказывайте претензии по существу;
· сохраняйте хладнокровие;
· говорите спокойным и твердым голосом;
· ведите диалог с ребенком;
· исключите присутствие других людей (за исключением участников непосредственных участников конфликта, например, брата или сестры, если говорить о домашней стычке)
Ни в коем случае не прибегайте к физическому наказанию и нецензурной лексике! Иначе вы ничего не добьетесь, кроме испорченных отношений.
Провинившийся должен понимать, за что родители подвергли его критике. Разговаривая с ребенком, ни в коем случае не переходите на крик! Помните о необходимости вести диалог и разговаривайте с ним, а не просто высказывайте претензии, словно ваш сын или дочь – всего лишь «болванчик», которому требуется хорошая доза критики.
Исключите присутствие другие людей во время разговора. Практика показывает, что третьи лица рано или поздно включатся в диалог и помешают воспитательному процессу.
Каждый родитель должен быть немного педагогом. Работа с детьми подразумевает и критику – любые дети время от времени совершают поступки или действия, заслуживающие порицания. Критика по существу является неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Заключение и нюансы
Одних детей необходимо хвалить регулярно, других можно чуть реже – все зависит от темперамента и характера. Если ребенок относится к типу людей с повышенной тревожностью, то критиковать его следует с максимальной осторожностью, хвалить же наоборот – как можно чаще и по любому поводу.
Родителям следует придерживаться золотой середины. Хвалить слишком редко или перехваливать одинаково плохо – это две стороны одной медали. Последствия перегиба в ту или другую сторону будут разными, но в обоих случаях негативными.
В онлайн-школе «Синергия» работают опытные психологи и преподаватели с богатой педагогической практикой, которые легко найдут подход к каждому ребенку. Учителя хвалят и критикуют детей, когда в этом есть необходимость, например, с целью выработки более серьезного подхода к отдельным дисциплинам и учебе, в целом. Набор в учебные классы проводится в течение всего года, также предусмотрена возможность заниматься без зачисления.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Анна Котова
43962
Переходный возраст у школьников: особенности взросления мальчиков и девочек
Что такое переходный возраст и как вести себя с подростком разбираем в нашей статье.
Автор редакции
Редакция «за школой»
40045
Какой IQ для ребенка считается нормальным?
Умственные способности детей, по мнению некоторых современных ученых, представляют собой врожденный и зависящий только от полученных ими генов показатель. В то же время другие исследователи уверены в том, что коэффициент интеллекта можно улучшить. Чтобы расширить возможности мозговой деятельности у ребенка, родителям стоит воспользоваться разработанными специалистами методиками.
Автор редакции
Редактор Максим Коваль34899
Теория поколений по годам: характеристика и различия X, Y, Z и Альфа
Иксы, миллениалы, зумеры, альфы – кто все эти люди? Чем они отличаются друг от друга, и почему их так называют? Чтобы разобраться, нужно познакомиться с теорией поколений.
Автор редакции
Редакция «за школой»
34536
Учитель «валит» моего ребенка. Что делать, если педагог предвзят?
К сожалению, в школах нередки случаи учительского буллинга, когда преподаватель относится предвзято к ребенку и намеренно его «заваливает». Это неприятная ситуация, оставляющая отрицательный след на поведении школьника, который начинает убегать с уроков, ходить в школу без настроения и плохо учиться. Разберемся, как себя вести в такой ситуации ребенку и родителям.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)