начните год с финансовой стабильности вашей семьи
узнайте, как в новом году подготовить свою семью к экономическим вызовам 2025 года и защитить будущее своих детей в условиях нестабильности
онлайн 24.12 вебинарначните новый год с выгоды! Праздничные скидки на все
до 60%время и количество мест ограничено
00
Дней00
Часов00
Минут00
СекундАвтор редакции
Редакция «за школой»
15.03.2023
Что такое прокрастинация и как с ней бороться?
Время чтения 10 мин
85
Что такое прокрастинация и как с ней бороться?
Время чтения 10 мин
Автор редакции
Редакция «за школой»
85
Что такое прокрастинация и как с ней бороться?
Автор редакции
Редакция «за школой»
15.03.2023
Время чтения 10 мин
85
Этот термин знаком далеко не всем, хотя он определяет довольно распространенную проблему среди учащихся. С латыни и английского прокрастинация переводится одинаково — откладывание. Проще говоря, прокрастинатор — это тот, кто привык «откладывать дела в долгий ящик». Во взрослой жизни такая привычка мешает достичь значительных успехов. Однако есть хорошая новость — при должном усердии с ней можно и нужно бороться.
Почему мы прокрастинируем?
Прежде чем разобраться в источниках появления этой пагубной привычки у своих детей, следует понять, чем прокрастинация отличается от банальной лени. Например, школьник должен выучить на следующий урок стихотворение. Однако он не находит в себе сил это сделать (по причине усталости или низкой мотивации). На уроке учитель ставит ему низкую оценку, но этот факт не вызывает у ребенка стресса или негативных эмоций. Следовательно, задание не выполнено именно из-за лени. Прокрастинация всегда сопровождается стрессом, потому что школьник отдает себе отчет в негативных последствиях невыученного задания и заранее их боится.
Когнитивные искажения, которые приводят к прокрастинации
Некоторые незначительные на первый взгляд отклонения в поведении ребенка должны насторожить родителей и указать на наличие прокрастинации:
- Систематический перенос времени выполнения домашних заданий — в идеале у школьника должно быть пошаговое руководство не только по самостоятельной учебе дома, но и выполнению посильных для него бытовых задач. Нарушение режима приводит к катастрофической нехватке времени, возникновению стрессовых ситуаций в семье (вспомните все эти случаи, когда перед отходом ко сну ваше чадо выдавало вам информацию о том, что нужно было приготовить на завтрашний урок по труду или природоведению).
- Неумение определить собственные возможности — иллюзорное чувство легкости выполнения домашнего задания может стать причиной выделения для его выполнения слишком малого количества времени. Недооценивать задачу не стоит, обычно при ее выполнении всплывает множество нюансов, которые требуют умственных и временных затрат. Важно научить школьника оставлять небольшой запас времени для каждого пункта из его ежедневного распорядка. Так приятнее будет выполнить дедлайн раньше и использовать оставшееся время на свое усмотрение.
- Перепады настроения — детям младшего и среднего школьного возраста сложно надолго сосредоточиться на выполнении уроков. Чтобы избежать переутомления, родители могут распределить нагрузку равномерно. В противном случае у ребенка будет повод откладывать учебу по причине отсутствия правильного настроя или плохого настроения. Здесь еще важно объяснить школьникам, что нелюбимые предметы также необходимо учить. В дальнейшем это поможет им выполнять скучную или рутинную работу без внутреннего сопротивления.
Родителям важно найти правильные слова для мотивации ребенка. Не нужно сравнивать его со сверстниками, в исключительных случаях прокрастинация является следствием депрессивных состояний. К тому же до определенного предела незначительный сдвиг времени выполнения повседневных задач можно считать нормой. При наличии всех нижеперечисленных особенностей родители могут констатировать факт наличия у ребенка прокрастинации:
- есть задача с четким дедлайном;
- выполнение задачи умышленно откладывается;
- при этом ребенок про нее не забывает;
- школьник осознает, что затягивание времени вызовет проблемы;
- возникает утомление и стресс.
Прежде чем искать причины решения проблемы, родителям стоит попытаться выяснить первопричину возникновения прокрастинации. Некоторые дети таким образом выражают протест, так как задача кажется им бесполезной. Другим мешает выполнить задание вовремя перфекционизм. Они опасаются ошибок или неточностей и предпочитают ничего не делать. Дети с низкой самооценкой боятся выделиться из толпы и быть высмеянными при появлении ошибок. Важно найти правильные слова и действия для того, чтобы помочь ребенку пройти сложный этап и сделать правильные выводы.
Как бороться с прокрастинацией?
Решение проблемы заключается в умении родителей найти правильный подход к детям. Это непросто, но вполне возможно, даже интересно. Взрослые имеют возможность узнать детей лучше и повысить уровень доверия в семье. Лучшим выходом станет совместное изучение тайм-менеджмента. Управление временем поможет правильно расставить приоритеты и экономить ресурсы организма. Небольшие хитрости позволяют с легкостью решать самые скучные задачи. Например, «поеданием лягушки» в тайм-менеджменте называют выполнение наиболее сложной задачи в первую очередь. Таким образом на другие задания остается достаточно сил, тем более они уже не кажутся такими сложными.
Специалисты советуют родителям соблюдать простые правила, это гарантирует изменение поведенческих привычек ребенка:
- составляйте списки дел — вместе со школьником обсудите сроки выполнения каждого задания, обязательно оставьте запас времени для комфортного выполнения задачи;
- разбивайте каждое задание на этапы — большой объем работы пугает ребенка, тогда как пошаговое руководство поможет выполнить работу точно и качественно;
- пресекайте попытки ребенка откладывать выполнение заданий — делать это необходимо ненавязчиво, чтобы не вызвать протест, попытайтесь увлечь школьника, и незаметно для себя он сделает всю работу;
- устраните отвлекающие факторы — в рабочей зоне не место гаджетам и игрушкам, для отвлечения можно выделять небольшие перерывы, во время которых ребенок сможет поиграть;
- поощряйте успехи ребенка — похвала поможет закрепить успех, повысит мотивацию школьника в достижении поставленных целей.
Родителям важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и составлять распорядок дня грамотно. Наиболее сложные задачи лучше выполнять в самое продуктивное время, это снизит уровень стресса. Важно уметь прощать ребенку небольшие проступки — так вы показываете свою любовь и доверие.
Классификация прокрастинаторов
Современные методики позволяют быстро и эффективно решить вопрос с прокрастинацией, особенно если учитывать тип склонных к откладыванию дел людей. Согласно исследованиям китайских ученых, прокрастинаторов условно можно разделить на две категории:
- пассивных — выполнение работы такие люди откладывают под воздействием собственных переживаний, вследствие которых сил на решение задач не остается;
- активных — эта группа показывает наилучшие результаты работы под воздействием стресса, поэтому оттягивание времени происходит намеренно, в цейтноте задачи решаются максимально быстро.
Взрослые не всегда могут самостоятельно справиться со своими проблемами, что уж говорить о детях. В условиях сегодняшних реалий справиться с психологическим влиянием извне достаточно сложно. Задача взрослого — помочь ребенку усвоить и закрепить полезные навыки. Для младших детей хорошо проводить аналогии с любимыми сказочными героями. На их примере школьник поймет, какие дела важно делать в первую очередь, а какие — могут подождать.
Старшие школьники должны осознавать важность учебы, объясняйте им, что по окончании школы придется сдавать ЕГЭ. Гораздо проще готовиться к экзаменам постепенно.
Заключение
Научитесь проявлять гибкость, подстраивайтесь под ребенка, и совместными усилиями вы обязательно справитесь с любыми проблемами. Детям свойственно копировать поведение родителей, поэтому не стоит ожидать чудес в семье, где папа и мама не могут похвастаться соблюдением дедлайнов. В садике и школе ребенка приучают к четкому распорядку. Если вы практикуете хоумскулинг, первоочередной задачей станет планирование времени ученика.
Чтобы получить лучший результат, станьте примером для своих детей. Не перегружайте учеников лишними задачами, расставьте приоритеты. Например, на каникулы задали прочитать толстую книгу. Сам ее вид внушает ребенку ужас. Но если вы разделите ее яркими закладками (которые можно сделать совместно) на несколько равных частей, психологически школьнику станет намного легче. Если самостоятельно справиться с прокрастинацией не получается, обратитесь за помощью к психологу. Специалист подскажет лучшие пути решения для вашего индивидуального случая.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Анна Котова28535
Переходный возраст у школьников: особенности взросления мальчиков и девочек
Что такое переходный возраст и как вести себя с подростком разбираем в нашей статье.
Автор редакции
Редакция «за школой»27662
Какой IQ для ребенка считается нормальным?
Умственные способности детей, по мнению некоторых современных ученых, представляют собой врожденный и зависящий только от полученных ими генов показатель. В то же время другие исследователи уверены в том, что коэффициент интеллекта можно улучшить. Чтобы расширить возможности мозговой деятельности у ребенка, родителям стоит воспользоваться разработанными специалистами методиками.
Автор редакции
Редакция «за школой»24483
Учитель «валит» моего ребенка. Что делать, если педагог предвзят?
К сожалению, в школах нередки случаи учительского буллинга, когда преподаватель относится предвзято к ребенку и намеренно его «заваливает». Это неприятная ситуация, оставляющая отрицательный след на поведении школьника, который начинает убегать с уроков, ходить в школу без настроения и плохо учиться. Разберемся, как себя вести в такой ситуации ребенку и родителям.
Автор редакции
Кашеварова И.13410
Что делать если ребенка обзывают в школе? Советы родителям
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенка страдал от насмешек, дразнилок, откровенной травли или агрессии в школе. К сожалению, подобные издевательства, которые еще называют буллингом, - психологические или физические, направленные на одного и того же человека, - не редкость в школьной жизни.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)