Top.Mail.Ru
  1. главная
  2. медиа «за школой»
  3. родителям
  4. Как начать оставлять ребенка одного дома

Как начать оставлять ребенка одного дома

Время чтения 7 мин

просмотры 129

Как понять, готов ли ребенок остаться один. С какого возраста может находиться дома без присмотра. Правила организации безопасной среды. Законы, регламентирующие обязанности родителей, виды ответственности

В каком возрасте можно оставлять ребенка одного?

Законодательство не устанавливает конкретный возраст, с которого дети могут находиться дома без присмотра. Однако, согласно статье 57 Семейного кодекса РФ, родители обязаны учитывать мнение детей до 10 лет в вопросах, затрагивающих их интересы. Это означает, что решение о том, когда ребенок может оставаться один, принимается каждой семьей индивидуально, исходя из уровня зрелости и самостоятельности ребенка.

 

Психологи рекомендуют начинать пробовать оставлять ребенка одного после 6 лет, но только на короткое время и при условии, что он чувствует себя комфортно. По данным исследования «Росгосстраха»:

 

  • 46% россиян считают, что дети в возрасте 7-9 лет уже могут оставаться дома одни.

  • 17% родителей готовы оставить ребенка на более длительное время, обеспечив его занятость (например, с помощью телевизора или планшета).

  • 23,5% респондентов полагают, что психологическая зрелость, необходимая для самостоятельного пребывания дома, формируется только в подростковом возрасте.

  • 4% родителей допускают возможность оставлять детей 3-5 лет одних на очень короткое время, например, на несколько минут.

Важно учитывать, что готовность ребенка оставаться дома одного зависит от множества факторов: его эмоциональной устойчивости, уровня ответственности, умения справляться с простыми бытовыми задачами и соблюдать правила безопасности. Родителям стоит постепенно приучать ребенка к самостоятельности, начиная с коротких промежутков времени и обязательно объясняя, как действовать в экстренных ситуациях.

 

Готовься на высшие баллы с «Синергией»

Как понять, что ребенок может оставаться один

Страхи взрослых связаны с опасностями на улице, травмами, впусканием в квартиру незнакомцев. Они обязаны не только рассказывать о них, но и создавать безопасную среду дома: блокировать розетки и окна, проводить инструктажи по технике безопасности. Родители могут не волноваться, если они знают:

 

  • телефоны экстренных служб;

  • правила поведения в разных ситуациях;

  • как справляться с мелкими проблемами;

  • пользоваться бытовыми приборами;

  • расписание дня.

Еще они должны уметь самостоятельно справляться с домашними заданиями, животными, смочь себя накормить. Чтобы минимизировать риски, лучше готовить еду, которую не нужно разогревать. Первокласснику пользоваться плитой/ микроволновой печью самостоятельно не стоит.

 

Что нужно проверить перед тем, как оставлять ребенка дома

Если дошкольник освоил базовые бытовые навыки и не боится оставаться один, можно начинать психологическую подготовку. Начните с коротких уходов на 10-15 минут, постепенно увеличивая время. Это поможет ребенку адаптироваться. Со временем он сможет отпускать вас на пару часов по делам.

Перед уходом:

 

  • Объясните, куда идете и когда вернетесь.

  • Предложите интересные занятия.

  • Убедитесь, что дом безопасен: уберите острые предметы, бытовую химию и лекарства.

Важно: По данным токсикологического мониторинга Красноярского края (2024), отравления лекарствами и бытовой химией у детей выросли на 43,5%. Безопасность — на первом месте.

Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, но всегда учитывайте его готовность и эмоциональное состояние.

 

Как наблюдать за оставленным ребенком 

При уходе на длительное время взрослым нужно подготовить план на случай непредвиденных обстоятельств и подстраховаться. В этом помогут бабушки, соседи или рядом живущие друзья. Контролировать ситуацию также помогают технологии:

 

  • тревожные родители устанавливает в квартирах камеры и следят за происходящим через смартфоны;

  • звонят каждые 30 минут и выходят на видеосвязь в зуме;

  • надевают детям на руки смарт-часы, отсылающие данные о местоположении;

  • устанавливают на Android-смартфоны приложение с GPS-трекером для слежения за детьми и зарядом батареи;

  • пользуются геолокатором «Где мои дети», умеющим отправлять SOS-сигнал.

Виды ответственности для родителей

Оставление лиц разных возрастов без помощи считается преступлением. По ст. 63 Семейного кодекса России родители несут ответственность за жизнь, здоровье, воспитание, безопасность наследников. Если они остались без присмотра и с ними случилась беда, привлекают к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП с выплатой штрафа, наказывают по уголовной ст. 109, 125 УК РФ (Оставление в опасности) с лишением свободы до года.

 

В случае смерти по неосторожности действует ст. 109 УК РФ. По закону суд выносит наказание до 2 лет. Семейный кодекс также уполномочивает органы опеки обращать внимание на семьи, где часто травмируются дети. Если случаи повторяются, родителей/ опекунов становят на учет. При угрозе жизни подают иски на лишение прав.

 

Кого не стоит оставлять одного

Если ребенок эмоционально нестабилен, подвержен страхам или фобиям, оставлять его одного не стоит. Это особенно важно для впечатлительных детей, которые могут расстроиться из-за мультфильмов или неудач в играх, что приводит к капризам и слезам.

 

Дети с гиперактивным поведением также требуют внимания: они легко возбуждаются, действуют импульсивно и могут забыть об опасности.

Особый контроль необходим:

 

  • Детям с астмой, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра.

  • Тем, кто ограничен в передвижении.

В экстренных ситуациях такие дети не всегда могут позаботиться о себе. Безопасность — прежде всего.

 

Советы, как безопасно оставлять ребенка одного 

Способность справляться с разными ситуациями — показатель самостоятельности и ответственности. Малыша необходимо научить закрывать краны, не расплескивать воду, выключать свет, обходить углы, заряжать смартфон, оказывать первую помощь. Психологи рекомендуют составить пошаговый план действий при отключении электричества, внезапном пожаре, звонках в дверь. Важно вместе отрепетировать разные сценарии:

 

  1. Покажи, что будешь делать, если мама не отвечает на звонок.

  2. Давай на скорость намотаем на палец бинт.

  3. Расскажи, когда нужно звонить в полицию, бежать к соседям за помощью.

Когда малыш спокойно просидел один без жалоб и слез, важно похвалить, несмотря на разгром в доме. На следующий день практику желательно повторить. Так он быстрее адаптируется к новым условиям и почувствует себя взрослым. Если ребенок достаточно взрослый, но пугается собственной тени, ему нужна помощь. Психолог поможет осознать, что страхи беспочвенны, а при соблюдении правил безопасности ничто не угрожает.

image

пройдите бесплатный профтест

узнайте какая профессия больше подходит именно вам

примерьте на себя обучение

попробуйте неделю бесплатно

  • более 10 000 материалов на платформе
  • интерактивные задания
  • записи уроков и мини-лекции к темам
  • допольнительные материалы и презентации уроков
или напишите нам в чат
whatsapp telegram email

получите бесплатный доступ к платформе

  • flag +7 Russia (Россия)
  • flag +375 Belarus (Белоруссия)
нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных в соответствии с политикой конфиденциальности
  1. главная
  2. медиа «за школой»
  3. родителям
  4. Как начать оставлять ребенка одного дома

учись в школе и получи айфон бесплатно