Автор редакции
Редакция «за школой»
Прививаем ребенку самостоятельность. Советы родителям
Время чтения 7 мин
548
Прививаем ребенку самостоятельность. Советы родителям
Время чтения 7 мин
Автор редакции
Редакция «за школой»
548
Прививаем ребенку самостоятельность. Советы родителям
Автор редакции
Редакция «за школой»
05.01.2023
Время чтения 7 мин
548
Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос самостоятельным и успешным. Конечно, эти качества имеют немаловажное значение, но что же представляет собой самостоятельность и как можно способствовать ее развитию?
Что такое самостоятельность у ребенка?
Когда взрослые люди заводят разговор о самостоятельности ребенка, то в воображении большинства всплывают мыслеобразы с одевающимся без посторонней помощи карапузом, тихо играющим в детской комнате младшим школьником или готовящим обед подростком. Однако детская самостоятельность — достаточно обширное понятие, выходящее за пределы умения развлечь себя и навыков самообслуживания. Рассматриваемое понятие также предполагает наличие следующих качеств:
- ответственность;
- инициативность;
- умение ставить себе конкретные цели;
- адекватная самооценка;
- уверенность в собственных силах;
- умение принимать решения.
Стоит отметить, что не все взрослые располагают всем перечисленным набором качеств. К тому же многие родители убеждены, что ребенок становится самостоятельным лишь к старшей школе или совершеннолетию. Однако самостоятельность человека формируется, начиная с раннего детства, а именно первые ее проявления можно увидеть в возрасте 1,5-2 года, когда малыш активно знакомится с окружающим его миром. Не стоит стараться привить малышу, несвойственные его возрасту качества. Подобное поведение по отношению к ребенку является несвоевременным и вызывает лишь обратную реакцию.
Наличие составляющих самостоятельность качеств символизирует постепенное взросление ребенка, ведь чем больше навыков ему удалось освоить, тем он более подготовлен к взрослой жизни. Способность ухаживать за собой, адекватно оценивать обстановку и принимать рациональные решения помогут не только в учебе, но также в построении теплых отношений с друзьями и близкими. Незаменимы эти навыки и в продвижении по карьерной лестнице.
С какого возраста и какие процессы ребенок может контролировать сам?
Самостоятельность является своеобразным инстинктом, заложенным в человека природой с целью сохранения вида. Первые его проявления можно заметить уже в 1,5-2 года, когда малыш входит в период «Я сам». Основная задача родителей на этом этапе заключается в поощрении проявлений самостоятельности. При возникновении необходимости можно мягко подтолкнуть малыша к выполнению определенных действий.
Специалисты выделяют следующие периоды становления самостоятельности:
- 1,5-3 года — на этом этапе кроха приобретает основные навыки самообслуживания и отличается повышенной любознательностью, родителям же важно поддерживать его во всех начинаниях, но не игнорировать основные правила безопасности;
- 3-5 лет — один из достаточно сложных периодов взросления, когда ребенок начинает осознавать себя индивидуальностью, проверяет границы дозволенного родителями, часто перечит и спорит;
- 6-12 лет — у каждого школьника имеется дополнительная ответственность — учеба, что помогает ребенку обрести навыки планирования личного времени, а также научиться следить за собственными вещами;
- подростковый возраст 12+ — период личностной самостоятельности, обуславливающий постепенную подготовку ребенка к сепарации от родителей и созданию собственной семьи, поэтому взрослым важно предоставить больше самостоятельности детям и дать возможность самостоятельно принимать важные решения.
Каждый из перечисленных этапов взросления сопровождается проявлением определенных признаков самостоятельности. Основная задача родителей заключается в обеспечении соответствующих условий, поощрении и всесторонней поддержке.
Советы родителям по развитию самостоятельности
Каждый любящий родитель стремится вырастить ребенка самостоятельным. Однако многие взрослые допускают грубые ошибки в воспитании, которые могут вызвать совершенно противоположный эффект. Наиболее распространенными из них являются следующие:
- дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие, и тут же переделать его — подобное поведение взрослого полностью лишает детей желания пробовать делать что-то самостоятельно в будущем, ведь у родителей или бабушки в любом случае получится лучше;
- выполнять за ребенка посильную ему работу — достаточно часто так действительно проще, быстрее и результативнее, но подобный поступок со стороны взрослого очень губителен для развития самостоятельности;
- несвоевременность — руководствуясь благими намерениями, некоторые родители стремятся привить ребенку несвойственные возрасту навыки, что также не принесет положительного результата;
- навязывать помощь — подобное поведение взрослого практически лишает ребенка возможности самостоятельного поиска решения проблемы;
- ругать за последствия проявления ребенком самостоятельности — не стоит наказывать малыша за разбитую тарелку, вымазанную куртку или порванные штаны, если подобные неприятности случились с ним в попытке самостоятельно решить какую-то задачу;
- в последний момент помогать с домашними заданиями — не стоит выполнять за ребенка творческую работу или убирать в доме, если он затянул до последнего и не успевает к назначенному времени, ведь таким образом вы лишаете детей возможности осознать последствия проявленной ними неорганизованности.
Негативно на формирование самостоятельной личности влияет и вторжение в личное пространство. Не стоит без стука врываться в детскую комнату, обыскивать карманы или же проводить ревизию личных вещей. Такое поведение со стороны родителей лишь решит ребенка ощущения безопасности и доверия к взрослым.
Чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным, достаточно интересоваться его желаниями, с малых лет привлекать к домашним обязанностям, позволить ошибаться и не ругать за это, демонстрировать положительный пример, советоваться и предоставлять достаточно свободного времени. Эти рекомендации следует выполнять каждому родителю, ведь они также способствуют формированию дружеских и доверительных отношений в семье.
Заключение
Стремясь к тому, чтобы ребенок вырос самостоятельным, важно предоставлять ему достаточную свободу действий, поддерживать проявление инициативы и позволить совершать ошибки. Естественно, взрослый может помочь, но делать это следует в том случае, если ребенок попросил о помощи.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Кашеварова Инга12624
До скольки можно детям гулять без родителей
Самостоятельные прогулки для детей - это важный этап их развития, который помогает им стать самостоятельными и независимыми. Однако, вопрос о том, до и со скольки лет дети могут гулять без родителей, является предметом обсуждения и вызывает различные мнения.
Автор редакции
Мингачева Галия11876
Формирование здорового образа жизни у школьников. На что обратить внимание
Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Это напрямую зависит от нас - каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Будет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения, станет ли здоровый образ жизни не просто образом, а стилем жизни современных детей?
Автор редакции
Ельцина Елена Николаевна, психолог11787
Молодёжный сленг: проблема или норма?
Каждый день мы вступаем в коммуникацию, используя при этом вербальные и невербальные возможности. Невербальное общение – это передача информации без использования слов, то есть основным «языком» служит тело. В противовес невербальному общению идёт вербальное – это привычная для нас коммуникация, при помощи слов. Сегодня мы остановимся на общении, в котором без речи не обойтись. Задумывались ли вы, что с каждым годом наш язык приобретает всё новые и новые речевые обороты?
Автор редакции
Редакция «за школой»5156
Грызёт карандаши, отвлекается в смартфон, и другие вредные привычки школьников
Часто ли вы замечаете, какие привычки уже успели сформироваться у вашего ребенка? Многие привычки появляются у детей уже в раннем возрасте и остаются с ними на очень длительный промежуток времени и даже на всю жизнь. Сложность в корректировке поведения заключается в том, что в основном данные проявления являются неосознанными.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)