Ко всем материалам

Прививаем ребенку самостоятельность. Советы родителям

Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос самостоятельным и успешным. Конечно, эти качества имеют немаловажное значение, но что же представляет собой самостоятельность и как можно способствовать ее развитию?

книжка Время чтения 7 минут
Прививаем ребенку самостоятельность. Советы родителям

Что такое самостоятельность у ребенка? 

Когда взрослые люди заводят разговор о самостоятельности ребенка, то в воображении большинства всплывают мыслеобразы с одевающимся без посторонней помощи карапузом, тихо играющим в детской комнате младшим школьником или готовящим обед подростком. Однако детская самостоятельность — достаточно обширное понятие, выходящее за пределы умения развлечь себя и навыков самообслуживания. Рассматриваемое понятие также предполагает наличие следующих качеств:

  • ответственность;
  • инициативность;
  • умение ставить себе конкретные цели;
  • адекватная самооценка;
  • уверенность в собственных силах;
  • умение принимать решения.

Стоит отметить, что не все взрослые располагают всем перечисленным набором качеств. К тому же многие родители убеждены, что ребенок становится самостоятельным лишь к старшей школе или совершеннолетию. Однако самостоятельность человека формируется, начиная с раннего детства, а именно первые ее проявления можно увидеть в возрасте 1,5-2 года, когда малыш активно знакомится с окружающим его миром. Не стоит стараться привить малышу, несвойственные его возрасту качества. Подобное поведение по отношению к ребенку является несвоевременным и вызывает лишь обратную реакцию.

Наличие составляющих самостоятельность качеств символизирует постепенное взросление ребенка, ведь чем больше навыков ему удалось освоить, тем он более подготовлен к взрослой жизни. Способность ухаживать за собой, адекватно оценивать обстановку и принимать рациональные решения помогут не только в учебе, но также в построении теплых отношений с друзьями и близкими. Незаменимы эти навыки и в продвижении по карьерной лестнице.

С какого возраста и какие процессы ребенок может контролировать сам?

Самостоятельность является своеобразным инстинктом, заложенным в человека природой с целью сохранения вида. Первые его проявления можно заметить уже в 1,5-2 года, когда малыш входит в период «Я сам». Основная задача родителей на этом этапе заключается в поощрении проявлений самостоятельности. При возникновении необходимости можно мягко подтолкнуть малыша к выполнению определенных действий.

Специалисты выделяют следующие периоды становления самостоятельности:

  • 1,5-3 года — на этом этапе кроха приобретает основные навыки самообслуживания и отличается повышенной любознательностью, родителям же важно поддерживать его во всех начинаниях, но не игнорировать основные правила безопасности;
  • 3-5 лет — один из достаточно сложных периодов взросления, когда ребенок начинает осознавать себя индивидуальностью, проверяет границы дозволенного родителями, часто перечит и спорит;
  • 6-12 лет — у каждого школьника имеется дополнительная ответственность — учеба, что помогает ребенку обрести навыки планирования личного времени, а также научиться следить за собственными вещами;
  • подростковый возраст 12+ — период личностной самостоятельности, обуславливающий постепенную подготовку ребенка к сепарации от родителей и созданию собственной семьи, поэтому взрослым важно предоставить больше самостоятельности детям и дать возможность самостоятельно принимать важные решения.

Каждый из перечисленных этапов взросления сопровождается проявлением определенных признаков самостоятельности. Основная задача родителей заключается в обеспечении соответствующих условий, поощрении и всесторонней поддержке.

Советы родителям по развитию самостоятельности

Каждый любящий родитель стремится вырастить ребенка самостоятельным. Однако многие взрослые допускают грубые ошибки в воспитании, которые могут вызвать совершенно противоположный эффект. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие, и тут же переделать его — подобное поведение взрослого полностью лишает детей желания пробовать делать что-то самостоятельно в будущем, ведь у родителей или бабушки в любом случае получится лучше;
  • выполнять за ребенка посильную ему работу — достаточно часто так действительно проще, быстрее и результативнее, но подобный поступок со стороны взрослого очень губителен для развития самостоятельности;
  • несвоевременность — руководствуясь благими намерениями, некоторые родители стремятся привить ребенку несвойственные возрасту навыки, что также не принесет положительного результата;
  • навязывать помощь — подобное поведение взрослого практически лишает ребенка возможности самостоятельного поиска решения проблемы;
  • ругать за последствия проявления ребенком самостоятельности — не стоит наказывать малыша за разбитую тарелку, вымазанную куртку или порванные штаны, если подобные неприятности случились с ним в попытке самостоятельно решить какую-то задачу;
  • в последний момент помогать с домашними заданиями — не стоит выполнять за ребенка творческую работу или убирать в доме, если он затянул до последнего и не успевает к назначенному времени, ведь таким образом вы лишаете детей возможности осознать последствия проявленной ними неорганизованности.

Негативно на формирование самостоятельной личности влияет и вторжение в личное пространство. Не стоит без стука врываться в детскую комнату, обыскивать карманы или же проводить ревизию личных вещей. Такое поведение со стороны родителей лишь решит ребенка ощущения безопасности и доверия к взрослым.

Чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным, достаточно интересоваться его желаниями, с малых лет привлекать к домашним обязанностям, позволить ошибаться и не ругать за это, демонстрировать положительный пример, советоваться и предоставлять достаточно свободного времени. Эти рекомендации следует выполнять каждому родителю, ведь они также способствуют формированию дружеских и доверительных отношений в семье.

Заключение

Стремясь к тому, чтобы ребенок вырос самостоятельным, важно предоставлять ему достаточную свободу действий, поддерживать проявление инициативы и позволить совершать ошибки. Естественно, взрослый может помочь, но делать это следует в том случае, если ребенок попросил о помощи.

background

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:

  • Доступ к платформе
    онлайн-школы на 7 дней
  • 1 пробный день
    в онлайн-школе
  • 1 урок с репетитором
    по любому предмету
  • Диагностику гибких
    навыков у ребенка
Введите телефон*

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных