Просыпаемся по будильнику, чистим зубы, делаем зарядку. Как сформировать полезные привычки у ребенка?
Автор: Алимова Наиля
«Привычка – образ действия, состояние поведения или склонность, усвоенные кем – не будь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшее обычным состоянием для кого – ни будь. (Д. Ушаков. Толковый словарь).
Время чтения 10 минут
«Привычка – образ действия, состояние поведения или склонность, усвоенные кем – не будь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшее обычным состоянием для кого – ни будь. (Д. Ушаков. Толковый словарь).
У любого человека в течении жизни формируются много разных привычек. Для некоторых одна из привычек это привычное дело – занятие спортом, чтение книг, работать в огороде. Это все полезные привычки. Можете представить себе человека, который почти моет руки, не соблюдает элементарные правила личной гигиены. Дома тоже беспорядок: горы грязной посуды, все разбросано. Постоянно отсутствует носовой платок. Можно ли говорить о том, что этот человек заботиться о своем здоровье? Правильно, не заботиться. Потому что, немытые руки и грязь, неаккуратные ногти могут стать причиной многих опасных болезней.
И конечно, чтобы ребенок был здоров, ему необходимо:
Соблюдать правила личной гигиены: заботиться о чистоте своего тела, стричь ногти. Поэтому необходимо научить его умываться, чистить зубы и мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета. Научить убираться в своей комнате, заправлять кровать, убирать игрушки, вещи.
«Чистота – залог здоровья», именно это нужно внушать детям. Родителям, учителям, совместными усилиями нужно приучать детей к здоровому образу жизни и полезным привычкам. Нужно показывать и объяснять на собственном примере, чтобы ребенок понял, что все это необходимо выполнять ежедневно.
Формировать хорошие привычки у детей необходимо как можно раньше. Если ребенок уже освоил какой-то навык, следите за выполнением, чтобы сформировалась привычка, и ребенок выполнял это действие изо дня в день.
Чтобы у ребёнка выработались полезные привычки, родители, преимущественно, должны сами обладать этими привычками. То есть на личном примере воспитывать детей. Дети хотят подражать взрослым — это и есть основной механизм обучения и воспитания. Следовательно, чтобы вы ему не говорили, он всегда будет копировать ваши действия.
Привычки возникают тогда, когда ребенок начал осваивать новые действия. К примеру, ребенка научили заправлять постель. Когда он научился это делать самостоятельно, он может и сразу, проснувшись и встав с кровати, заправит ее или может отложит на потом, а может, вообще не станет застилать кровать. И очень важно именно в это время, чтобы действия повторились несколько раз под контролем взрослых – так формируется хорошая привычка застилать кровать, сразу после пробуждения.
С каждым годом внести изменения в свой привычный жизненный ритм становится все сложнее. Например, если вы с самого детства привыкли начинать свое утро с зарядки, то и в более зрелом возрасте, вы также, будете выполнять привычный комплекс упражнений. Это можно отнести и к правильному питанию, планированию распорядка дня, чтению книг и другой познавательной литературы и т. д.
Большинство привычек являются не только полезными, но и необходимыми. И родителям важно понимать, что дети должны привыкать к ним с раннего детства. Хорошим примером таких навыков могут выступать правила личной гигиены, которые так или иначе необходимо выполнять каждому из нас, без этого трудно представить жизнь нормального человека. Кроме них есть еще много других не менее важных, но не столь явных привычек, от которых зависит будущее каждого из нас. На них же стоит обратить внимание взрослых, которые хотят вырастить благополучного и главное, здорового ребёнка.
Закреплять привычки нужно сопровождая положительными эмоциями, но не стоит поощрять ребенка материально. В этом случае достаточно вашего одобрения, похвалы, улыбки. Например, можно поиграть с ребёнком, уделять ему больше внимания: он будет рад веселой игре или прогулке с мамой и папой. Только если ребенок будет получать удовольствие от выполнения или результата того или иного действия, оно обязательно станет его хорошей привычкой.
Привычка - осознанный навык, поэтому нужно объяснять ребенку, для чего нужно это делать и какой результат он может получить. Важная задача взрослых – сформировать привычку так, чтобы ребенок выполнял действие, даже когда никого нет рядом. Конечно, промахов и ошибок не избежать, но нужно и правильно реагировать на них, чтобы не отбить у ребенка желание что-то делать.
Не пытайтесь одновременно прививать несколько полезных привычек. Действовать нужно постепенно, иначе вы значительно снизите эффективность, а может быть, и вообще у вас не получится добиться положительного результата. Только как закрепите одного действие переходите к следующему.
Какую бы привычку вы не прививали, вы должны найти объяснение каждому действию. Например: зачем необходимо использовать зубную нить, чтобы не лечить зубы у стоматолога. Нужно ополаскивать посуду, чтобы самому потом не тратить много времени на мытьё. Нужно есть свежие овощи, чтобы хорошо работал кишечник.
Суть привычки должна быть ясной и выполнимой. Например, вы решили приучить ребёнка ополаскивать за собой тарелку. Проговорите:
- зачем это ему нужно и как это поможет;
- когда это нужно делать;
- что делать с остатками пищи;
- после ополаскивания, куда поставить тарелку.
Договоритесь с ребёнком, когда нужно вводить привычку в действие, чтобы не откладывать и не пропускать её. Например, когда ребёнок завершил ужин или гигиенические процедуры — это сигнал, что пора читать перед сном. Когда встал с кровати утром — сигнал, что нужно её заправить. Это должно быть конкретным событием. Постепенно у ребёнка выработается автоматический механизм: помылся — читаю, встал — заправляю кровать.
Если у человека нет полезной привычки, то ее место может занять вредная, так утверждают психологи. Например: если вы не занимаетесь спортом, то, в свободное время можете позволить себе бездействовать перед телевизором, или телефоном. Или, отсутствие привычки готовить домашнюю еду может привести к тому, что человек постоянно питается вредным фастфудом или, в лучшем случае, полуфабрикатами.
Также, плохие привычки появляются достаточно быстро, так как они не требуют закрепления, и не нужно прилагать усилия. Особенно, если мы им не сопротивляемся. А вот для формирования полезных привычек нужно упорство и настойчивость. Но если действие стало привычкой, то оно уже осуществляется автоматически. Если человек его не выполняет, он даже может чувствовать дискомфорт.
Нужно помнить, что, когда мы помогаем ребенку выработать нужные привычки, мы тем самым избавляем его от многих будущих проблем.

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:
- Доступ к платформе
онлайн-школы на 7 дней - 1 пробный день
в онлайн-школе - 1 урок с репетитором
по любому предмету - Диагностику гибких
навыков у ребенка
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных