Ко всем материалам

Детская комната для школьника. Почему ребенку необходимо собственное пространство

Автор: Анна Котова

Ребенок школьного возраста – это растущий организм. И дело даже не в том, что в этот период подросток формируется физически; гораздо важнее, что школьные годы – время, когда у обучающегося оформляется психика, неповторимый узор характера, его темперамент.

книжка Время чтения 10 минут
Детская комната для школьника. Почему ребенку необходимо собственное пространство

Многие родители замечали, что дети-подростки часто стремятся к уединению, становятся несколько замкнутыми, как будто «отгороженными». Это может проявляться и в более активной форме: дети строят шалаши в лесу, домики на деревьях и проводят там целые дни одни или со своими сверстниками. Все это говорит о том, что подрастающему человеку нужно свое личное пространство. 

Древние детские комнаты

Любопытно, что это понимали еще в Древнем мире. Так, археологи при раскопках римского города Помпеи, погребенного под вулканическим пеплом и поэтому очень хорошо сохранившемся, находят помещения, специально предназначенные для детей. Об этом говорят росписи, которыми римляне покрывали стены в этих помещениях: детская тематика в них превалирует. Еще любопытнее, что об особенностях детской психики знают даже современные первобытные народы. Например, у индейцев Северной Америки в поселениях строились специальные помещения, где дети могли бы проводить свое время вдалеке от взрослых. Эти помещения назывались «мужскими домами» (если там собирались мальчики) или «женскими домами» (если там собирались девочки). Подобные постройки наблюдал еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай на островах Новой Гвинеи в середине XIX века. 

К сожалению, в нашей стране во времена Советского Союза от нехитрой мудрости предков решили отказаться. Коллективизм – вот лозунг, под которым жили наши дедушки и бабушки. Вся внутренняя жизнь подрастающей личности заключалась в рамку коллектива – начиная с детского сада. Если ты уединяешься – значит, тебе есть что скрывать, значит, ты подозрительный человек. Так рассуждали партийные деятели, так жила вся страна. Это была эра коммуналок, где от постороннего взгляда некуда было скрыться. Незаметно это приводило к вывихам детской психики, все большему распространению среди подростков невротических заболеваний. Об этом говорит статистика: с 1950-х по 1980-е доля детей-невротиков выросла на 20 процентов. В современной России ситуация намного более здоровая и оптимистичная. Коллектив уже давно не лезет в душу отдельного человека. Улучшилась ситуация с жилищным фондом, так что большинство детей вновь обрели право на свое личное пространство. Это заметно оздоровило общество в целом: за первые десятилетия XXI века количество молодых пациентов психиатрических больниц сократилось в два раза.

Почему ребенку важно иметь свое пространство?

Современным родителям нужно всегда иметь в виду: образно выражаясь, у их чада обязательно должно быть пространство, пусть всего лишь маленький уголок (если не позволяют жилищные условия), где бы Оле-Лукойе мог раскрывать над ним свой волшебный зонтик. Переводя эту метафору на научный язык юнгианской психологии, можно сказать, что у ребенка всегда должно быть пространство, где бы он на едине с собой мог созерцать образы своего бессознательного – глубинного пласта психики, который особенно активен именно в подростковом возрасте, и проекции которого на сознание имеют решающее значение для формирования здоровой картины мира у формирующейся личности.

А теперь представим, что мы имеем все возможности для организации личного пространства своего ребенка. Смоделируем идеальную комнату для подростка. Функциональность комнаты будет оптимальной, если разделить ее на три части: учебная, досуговая и спальное место.

Как правильно организовать рабочее место ребенка?

Конечно же, рабочее место должно быть организовано там, где много света, то есть у окна. Так же нужно учитывать, с какой стороны будет падать свет, в зависимости от того правша ли ваш ребенок или левша. Если правша, то рабочий стол стоить