Автор редакции
Методист по русскому языку Наталья Боженова
Разбор коротких рассказов для итогового сочинения
Время чтения 7 мин
7619
9
Разбор коротких рассказов для итогового сочинения
Время чтения 7 мин
Автор редакции
Методист по русскому языку Наталья Боженова
7619
9
Разбор коротких рассказов для итогового сочинения
Автор редакции
Методист по русскому языку Наталья Боженова
01.11.2024
Время чтения 7 мин
7619
9
Аргумента для итогового сочинения - головная боль почти любого выпускника. Сейчас в сочинении на ЕГЭ необязательно использовать аргументы из литературы, из-за этого выпускники вес чаще отказываются читать много произведений из школьной программы, особенно объемные. Предлагаем рассказы, чтение которых не займет много времени, но подарит достаточно материала для аргументов.
Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка. Он включает в себя более 2000 текстов. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и совсем новые. О том, как проходит итоговое сочинение, его структура и темы, вы можете прочитать здесь.
На какие темы можно разделить произведения
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Внутренний мир человека и его личностные качества;
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные;
идеалы и выбор между добром и злом;
Познание человеком самого себя;
Свобода человека и ее ограничения.
Семья, общество, Отечество в жизни человека
Семья, род, семейные ценности и традиции;
Человек и общество;
Родина, государство, гражданская позиция человека.
Природа и культура в жизни человека
Природа и человек;
Наука и человек;
Искусство и человек;
Язык и языковая личность.
Разбор литературных произведений
Рассказ Бориса Екимова “Говори, мама, говори”.
Рассказ начинается с того, что дочка звонит пожилой маме в деревню. Эта возможность появилась благодаря мобильному телефону: «Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость — спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит — и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери». Этот факт пригодится в подразделе «Наука и человек», можно сделать акцент на том, что развитие науки помогает людям сохранять связь. Правда, в рассказе общение между дочкой и мамой формально. Дочке некогда, она звонит «для галочки», а мама хотела бы больше времени разговаривать с дочерью: «Мама, — донеслось из телефона строгое. — Говори по делу, а не про козиные морды. Мы же тебе объясняли: тариф. — Прости Христа ради, — опомнилась старая женщина». Этот фрагмент иллюстрирует противоречивые семейные взаимоотношения. Этот фрагмент можно использовать в подразделе «Семья, род; семейные ценности и традиции».
В конце рассказа дочка переосмысляет свое отношение к маме, поняла, что уделяет ей мало внимания, что деньги за связь — это ерунда по сравнению с отношением к маме. Это отлично подойдет как аргумент в подразделе «Познание человеком самого себя». Дочка понимает, что жизнь коротка, надо успеть поговорить с мамой.
Екимов передает атмосферу тепла и уюта, показывая, как слова имеют огромное значение в жизни человека. Рассказ затрагивает чувства и показывает, как важно говорить о переживаниях и эмоциях, чтобы не потерять связь с близкими.
Леонид Соболев, «Парикмахер Леонард».
Рассказ о молодом человеке, который во время войны работает мастером бритья — стрижёт краснофлотцев. Мужчину зовут Лев, хотя для всех он Леонард. У военного парикмахера есть музыкальный талант. Он играет на скрипке и мечтает, что, «когда кончится война, он пойдёт в техникум и бросит перманент». Этот факт можно использовать в подразделе «Человек и общество». Герой рассказа во благо обществу не реализует своё истинное предназначение, а делает то, что важно людям. Скрипку Лев тоже достаёт, но после: «Приведя в порядок всех желающих, он достал скрипку, которую неизменно привозил с собой на батарею, и краснофлотцы вновь обступили его». События рассказа разворачиваются в момент, когда на крышу убежища, где находились Леонард и другие люди, упал снаряд. Все оказались под завалом: «Никого не убило, но люди кинулись искать выход. Закричали женщины, заплакали дети». Парикмахеру завалило руки, но успокаивал людей, говоря, что и держит связь с внешним миром. Леонард подбадривал всех, говоря, что завал уже разгребают: «На самом деле раскопки заняли больше суток, и помощь пришла совсем не со стороны отдушины, в которую он говорил. Отдушины не было, как не было долгие часы ни пожарных, которые раскидывали камни где-то высоко на груде развалин, ни мотыг, ни лопат. Всё это выдумал весёлый парикмахер Леонард, чтобы остановить панику, успокоить гибнущих людей и вселить в них надежду». Самому же Леонарду после случившегося ампутировали руки до запястья. Этот фрагмент можно использовать как аргумент в подразделе «Внутренний мир человека и его личные качества». Порассуждайте о силе духа Леонарда. О том, как он, превозмогая боль, поддерживал и вселял дух в людей. В этой истории можно увидеть пример нравственного выбора. Лев мог бы поддаться панике, но вместо этого он вселял в людей надежду на спасение.
Владимир Набоков «Озеро. Облако. Башня»
Рассказ о берлинском служащем русского происхождения Василии Ивановиче, который «на благотворительном балу, устроенном эмигрантами из России, выиграл поездку». Василий Иванович, единственный кто «ухитрялся наслаждаться мимолетными дарами дороги», но попутчики постоянно мешали ему. Они заставляли его петь песни, играть в унизительные игры, и даже заставили съесть окурок. Этот контраст восприятия окружающего пейзажа можно использовать в подразделе «Природа и человек». Особенно ярко эта разница проявилась в моменте, когда члены экскурсии вышли к озеру. Василий Иванович был поражен красотой окружающей природы настолько, что решил остаться жить возле этого озера. Однако попутчики не дали Василию Ивановичу сделать это. Они в жесткой форме, скрутили его, принесли обратно в поезд и избили: «Придумали, между прочим, буравить ему штопором ладонь, потом ступню». На фоне райских картин происходит адская расправа. Владимир Набоков с помощью природы оттеняет общество, которое не в состоянии увидеть красоту. Василий Иванович на это способен, поэтому его и не принимают окружающие. Автор показал, как общество агрессивно к тем, кто выделяется из толпы. Герой, наделённый индивидуальным сознанием, оказывается в окружении пошлых людей, стремящихся заставить его быть таким, как все. Этот пример подходит к подразделу «Человек и общество».
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Редакция «за школой»
25453
Результаты итогового собеседования 2025: даты, апелляции и пересдачи
Итоговое собеседование в 2025 году, как и в предыдущие годы, будет проводиться во вторую среду февраля. Основная дата запланирована на 12 февраля 2025 года. Для тех, кто по уважительным причинам не сможет присутствовать в этот день, или для получивших «незачет», предусмотрены дополнительные сроки. Они традиционно назначаются на вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая. Таким образом, дополнительные даты в 2025 году — 12 марта и 5 мая.
Автор редакции
Редакция «за школой»
16495
Шкала перевода баллов ЕГЭ 2025
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это важный этап в жизни каждого школьника. Результаты экзамена влияют не только на получение аттестата, но и на поступление в вузы. Однако не все знают, что ЕГЭ оценивается в двух типах баллов: первичных и вторичных. В этой статье мы подробно разберем, чем они отличаются, как происходит перевод баллов, и расскажем о шкале перевода для всех предметов в 2025 году.
Автор редакции
Редакция «За школой»14181
ОГЭ по математике: структура, критерии, разбор заданий
ОГЭ в 9 классе — важный этап в жизни школьника. Математика — один из двух обязательных предметов и самый сложный. Без успешного его прохождения можно остаться без аттестата и не поступить в колледж или профильный класс. Подготовку к ОГЭ по математике нужно начинать заранее. Рассмотрим структуру и оценивание предмета, примеры заданий и метод подготовки.
Автор редакции
Редакция «за школой»
13093
ОГЭ и ЕГЭ. Как проходит сдача на дистанционном обучении?
В этой статье вы узнаете, как проходит сдача ЕГЭ и ОГЭ школьниками, обучающимися дистанционно, то есть находящимися на семейном или домашнем обучении. Также мы поделимся ссылками, полезными школьникам и их родителям.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)