Автор редакции
Редакция «за школой»

Упражнения на скорочтение для детей
Время чтения 12 мин
1379
Упражнения на скорочтение для детей
Время чтения 12 мин
Автор редакции
Редакция «за школой»

1379
Упражнения на скорочтение для детей
Автор редакции
Редакция «за школой»
15.03.2023
Время чтения 12 мин

1379
Развивать технику чтения в младшем детском возрасте стоит для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог правильно и без затруднений воспринимать текстовую информацию. Родителям необходимо уделить этому особое внимание, поскольку занятия по скорочтению позволяют детям поддерживать надлежащий уровень успеваемости на каждом этапе обучения в школе. Такая вовремя оказанная помощь детям со стороны взрослых способствует их соответствующему развитию, проявлению умственных способностей.
О скорочтении
Сегодня многие ребята возрастом 3-4 лет уже могут использовать портативные девайсы (планшеты, смартфоны) для просмотра мультфильмов. Кроме этого, на таких современных устройствах дети могут играть в разные мобильные игры. Чрезмерное поступление графической информации в голову ребенка может повлечь за собой негативное влияние на эффективность его учебы. По мнению специалистов в образовательной сфере деятельности, развитие навыка по незамедлительному восприятию данных и сведений из текстов — прекрасный способ получения информации детьми из текстовых источников. Квалифицированные педагоги отмечают, что таким образом школьники:
- без промедлений изучают любые темы из учебников;
- первоклассно обрабатывают и усваивают учебный материал;
- могут быстро воспользоваться образовательной информацией.
Родителям стоит знать, что автоматическое скоростное чтение без понимания прочитанного не позволяет ребятам достичь вышеперечисленных результатов. Подавляющее большинство педагогов считает, что слишком высокая скорость чтения без должного восприятия текста может даже навредить учебному процессу. Поэтому взрослым следует помочь своим детям в формировании навыка по скорочтению, который будет содействовать обработке материалов из учебников, а не искажать получаемую ими информацию.

Практическая польза
Медленное чтение у школьников предопределяет недостаточное количество времени на выполнение заданий. Это обусловливается тем, что без проработки информации в скоростном темпе ученикам необходимо анализировать полученные данные максимально быстро. Дети могут столкнуться с такой неприятностью как на ЕГЭ, так и в период написания итоговых контрольных работ (ВПР). Из этого можно сделать вывод — успешное освоение школьной программы напрямую зависит от наличия у детей навыка скорочтения. Практическая польза от детского быстрого чтения заключается в следующих преимущественных факторах:
- регулярная тренировка памяти — развивается скорый темп запоминания, появляется возможность пересказывать объемные тесты;
- заинтересованность в учебе — скорочтение усиливает в каждом ребенке уверенность в собственных силах, что вызывает стремление к познанию школьной программы любого уровня;
- быстрое выполнение заданий — освоенная техника сокращает необходимые затраты времени на ДЗ, что позволяет детям выделить его на отдых или другие увлечения.
Ученики, у которых развито быстрое чтение, отменно справляются с решением проверочных и контрольных работ на протяжении всего учебного года. Такие школьники уверенно осваивают стандартную программу в школах и дополнительные курсы, поскольку у них проявляется высокий уровень концентрирования внимания к мелочам и развитие его зрительной формы. Скорочтение и сопутствующий навыку анализ получаемой из текстов информации расширяют возможности детей в обучении. Во взрослой жизни такое умение благоприятно воздействует на многие сферы деятельности человека.
Упражнения на скорочтение
Научить ребенка быстрому чтению может каждый родитель. Целесообразность проведения специальных упражнений доказана многими педагогами, логопедами и детскими психологами. Занятия для развития быстрого чтения рационально подбирать с учетом возраста и умения детей читать. Одними из самых действенных упражнений, по мнению специалистов образовательной сферы, являются такие игровые формы занятий:
- «Письмо в бутылке» — детям нужно прочитать послание из письма, в котором некоторые буквы были «смыты морской водой» (стерты родителями), чтобы узнать его содержание, необходимо проанализировать имеющийся текст и самостоятельно вставить недостающие буквенные символы;
- «Первый и последний» — ученикам предлагается к прочтению текст про себя, при этом детьми должны произноситься только первые и последние буквы всех слов, после чего необходимо пересказать прочитанное;
- «Гонки» — многоразовое перечитывание интересного для ребенка стихотворения с последующим ускорением темпа его прочтения;
- «Партизан» — занятие используется для исключения проговаривания прочитанного при чтении про себя, во время того, как ребенок вслух прочитывает текст, взрослым человеком произносится слово «партизан», и школьник продолжает чтение про себя, а после «партизан сбежал» продолжается чтение вслух;
- «Голова-хвост» — тренировка для улучшения концентрации внимания, родителями проговаривается начало («голова») предложения или слова в тексте, детям нужно найти их окончание («хвост»).
Педагоги не рекомендуют приступать ко всем занятиям сразу. Распределение упражнений по разным дням либо их комбинирование между собой помогает вовлечь ребенка в обучающий игровой процесс без переутомления школьника. Чередование занятий способствует исключению однообразия при развитии навыка скорочтения и того, чтобы какое-то одно или несколько упражнений быстро надоели ученику.

Возможные упущения при выполнении занятий и преимущества упражнений
Эффективность образовательного процесса с детьми разных возрастных групп зависит от внимательности взрослых к организации развития навыков скорочтения. Родителям необходимо тщательно контролировать исполнение ребенком упражнений. Такой подход позволяет взрослым и детям получить от занятий максимальный эффект. Негативно сказаться на обучении может ряд следующих упущений:
- при чтении про себя школьники могут артикулировать (шевелить языком, губами), что снижает скорость прочтения текстов;
- снижение темпа чтения и отвлеченное внимание ребенка часто обусловливаются самопроизвольными движениями шеи, головы, ног;
- ученик привык возвращаться к уже прочитанному фрагменту для его повторного прочтения;
- угол зрительного обзора может быть развит у школьников недостаточно хорошо.
Своевременное обнаружение родителями таких факторов, снижающих эффективность использования упражнений, помогает нормализовать ход занятий и вывести их на более высокий уровень. В обратном случае помочь избавиться от упущений могут только квалифицированные логопеды, педагоги, детские психологи. К главным преимуществам упражнений для скорочтения относятся следующие:
- регулярные занятия улучшаю память;
- специальные формы развивающих скорость чтения игр помогают ребятам научиться концентрировать внимание на обучающем процессе;
- благодаря методическим занятиям расширяется угол зрительного обзора;
- детские упражнения содействуют развитию образного мышления.
Продуктивность занятий чаще всего отмечается родителями, которые занимаются с детьми на постоянной основе. Ежедневное и не особо длительное выполнение детьми интересных заданий приводит к тому, что уже спустя несколько плодотворных недель ребята могут похвастаться своими личностными достижениями в скорочтении. За это время дети обучаются отсеивать второстепенные данные, выделять важную информацию, без промедлений воспринимать ее смысловой посыл.
Заключение
Восприятие окружающего мира на слух характерно для внушительного числа детей. Во время выполнения упражнений ребятам с такой привычкой стоит уделять повышенное внимание со стороны взрослых. Донести до их сведения о преимуществах овладения информацией посредством зрения — одна из главных задач взрослых. Объем и скорость такого восприятия приятно удивляет даже самых недоверчивых современных людей (как детей, так и взрослых).
Руководствуясь методиками, полученными из проверенных источников, родители спустя короткий срок могут наладить соответствующий возрасту ребенка процесс обучения скорочтению. При этом используемые взрослыми людьми рекомендации от специалистов помогают практически моментально устранить возможно допущенные ранее ошибки при попытках увеличить скорость чтения.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Редакция «За школой»
104695
Колледж, техникум и училище: в чем разница
Как понять, чем отличаются учреждения СПО в России? Разбираемся в особенностях колледжа, техникума и училища, есть ли принципиальная разница в этих терминах.
Автор редакции
Редакция «за школой»
64130
Какой уровень образования дают колледжи и техникумы
Многие выпускники школ при выборе профессии и учебного заведения задаются вопросами: а какой же уровень образования предоставляют колледжи и техникумы и обязательно ли идти в вуз для получения желаемой профессии?
Автор редакции
Редакция «за школой»
44216
ВПР 5 класс 2025: расписание, предметы и демоверсии
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это не экзамен, а проверка знаний, которая помогает понять, насколько хорошо ученики усвоили школьную программу. Задания ВПР составляет авторы ФИОКО, они соответствуют ФГОС. В них нет тестов, поэтому школьнику нужно самостоятельно вписать ответ.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)