Top.Mail.Ru
успеваемость

03.01.2023

Развитие памяти у ребёнка: простые методики для улучшения запоминания

Время чтения 10 мин

просмотры 1037

Развитие памяти у ребёнка: простые методики для улучшения запоминания

Время чтения 10 мин

просмотры 1037

Развитие памяти у ребёнка: простые методики для улучшения запоминания

avatar

Автор редакции

Редакция «за школой»

03.01.2023

Время чтения 10 мин

просмотры 1037

Руководствуясь несложными для каждого взрослого человека принципами, у родителей есть возможность улучшить уровень запоминания информации у своих детей. Используемые варианты занятий необходимо выполнять систематически, во время тренировок применять новые и повторяющиеся упражнения. Непрерывно заниматься с ребенком для развития памяти опытные детские неврологи рекомендуют на протяжении 10-15 минут, которые нужно выделить на одно занятие.

Когда необходимо работать над развитием памяти у ребенка?

Систематически работать над улучшением запоминания у ребенка необходимо с его старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В этот период начинается активное познание окружающего мира и взаимоотношений между людьми. Такой возраст считается специалистами наиболее подходящим для приобретения определенных знаний. 

Чтобы дети лучше запоминали необходимую для них информацию, их организм следует обеспечивать питательными веществами. В рацион питания ребенка дошкольного возраста должны входить такие полезные продукты: 

  • фрукты;
  • ягоды; 
  • жирная рыба; 
  • яйца; 
  • цельнозерновой хлеб. 

В них содержатся элементы, способствующие улучшению мозговой активности, внимания и памяти. Многие нейробиологи сходятся во мнении, что положительное влияние на способность запоминания у детей также способны оказать регулярные физические нагрузки. 

Рекомендации по выбору упражнений

Согласно с основными системами восприятия, человек любой возрастной категории может использовать следующие каналы: тактильный, слуховой, обонятельный, вкусовой, зрительный. Определив преобладающую у ребенка систему, родителям целесообразно уделить ей особое внимание. Таким образом стоит подбирать и упражнения для улучшения запоминания:

  • Дети с наиболее развитой аудиальной (слуховой) системой лучше воспринимают информацию посредством звуков, их громкости, тембра и тона. 
  • Во время тренировок ребенка, для которого основным каналом выступает визуальный (зрительный), стоит подбирать связанные с цветом, формой и расположением предметов упражнения. 
  • У кинестетиков преобладают чувства, поэтому для них важно ощущение текстуры, запах и вкус. 
  • Детям с дигитальной системой для качественного восприятия необходимо выстраивать внутренний диалог.  

Знакомые для ребенка слова всегда воспринимаются им автоматически, поскольку способны вызвать соответствующие зрительные образы. Дети к 5 годам отлично запоминают интересную для них и эмоционально окрашенную информацию. Это обусловлено тем, в это время формируются регулирующие процесс запоминания структуры мозга. 

Методики развития памяти

Использовать мероприятия для улучшения запоминания у детей можно комплексно. Применение упражнений в совокупности незамедлительно приносит желаемый родителями результат. Хорошо развить память у ребенка особо требуется перед его поступлением в школу, поскольку учебные занятия заключаются в запоминании большого объема информации. Наиболее используемыми и популярными среди воспитателей старших групп в детских садах методиками являются следующие:

  • «10 слов» — ребенку необходимо зачитать список из несвязанных друг с другом слов, затем попросить его повторить (прекрасный показатель для кратковременной памяти — 5-6 слов), и для определения долговременного запоминания к упражнению необходимо возвратиться через 1 час (отличный результат — 7-8 слов);
  • «Повторение звуков» — детям нужно предложить закрыть глаза на 1 минуту, взрослый должен создать произвольные звуки (например, стук ложки о чашку, шуршание газеты, звон колокольчика), задача ребенка — повторить сделанные действия в услышанном порядке;
  • «10 картинок» — для этого задания потребуется 10 изображений разных вещей, детям нужно рассмотреть их в течение 30 секунд, после чего назвать запомнившиеся им предметы (отличный результат для краткой памяти — 6-7 картинок, для долговременной — более 7);
  • «Рассказ» — ребенку нужно запомнить, что и в каком порядке было изображено на нескольких карточках, затем он должен придумать небольшую историю, в которой будут упоминаться изображенные вещи и существа в этом же порядке;
  • «Превращения» (мнемотехническая методика) — родителям необходимо назвать стартовое слово (например, тетрадь), ребенку нужно посредством воображения превратить вещь в нечто совсем иное (например, в вазу), детям следует запомнить порядок и количество превращений (может варьироваться в диапазоне 10-20 зависимо от возраста). 

Вышеперечисленные упражнения рекомендуется выполнять регулярно. Если ребенок справляется с определенным количеством слов, то их ряд целесообразно постепенно увеличивать. 

Что еще может помочь в развитии памяти у ребенка?

Поскольку одни дети лучше воспринимают информацию на слух, а другие отменно запоминают визуально, то стоит воспользоваться несколькими способами подачи информации. После каждого упражнения у ребенка необходимо спрашивать о том, насколько хорошо он понял задание (попросить пересказать своими словами). В таком случае у родителей появляется возможность точно определить наиболее подходящую для их чада методику. 

Кроме выполнения приемов для улучшения запоминания, детям можно предложить записывать задания и дела. В этот список могут быть включены: 

  • обязанности ребенка по дому;
  • заданная в школе домашняя работа;
  • внеклассные занятия.

Для выполнения такой задачи необходимо научить ребенка писать, приобрести для записей отдельный блокнот. Родителям также необходимо поощрять ведение специального дневника, поручать умеренное количество инструкций. На сложности с обработкой информации может указать неполное выполнение порученных заданий или совсем несделанные дела. Если это происходит, то нужно дать одну задачу или преподнести ее в другом виде. 

Заключение 

Предотвратить плохую успеваемость детей в школе, которая зачастую предопределена недостаточно развитым для полноценного запоминания навыком, можно посредством упражнений. Если ребенок будет выполнять задания на постоянной основе, то это позволит улучшить его способность к восприятию информации. 

Пополнять лексический запас детей необходимо ежедневно. Каждое новое услышанное или прочитанное ребенком слово рекомендуется проговаривать, совместно находить его значение. Чтобы оно запомнилось, можно попросить его написать на бумажном листе и повесить на доступном для детского взгляда месте. 

Увеличить шансы на незамедлительное развитие памяти могут игры со словами и чтение соответствующих возрасту ребенка книг. Среди самых полезных для улучшения памяти игр выделяются такие виды:

  • «Города», когда нужно называть город на последнюю букву озвученного предыдущим игроком названия;
  • решение кроссвордов, анаграмм;
  • придумывание слов на заранее выбранную букву алфавита.

Сподвигнуть детей к прочтению книг можно на личном примере. Читать нужно каждый день, по возможности рассказывать ребенку из уже прочитанного интересные истории. Такие шаги способны благоприятно способствовать развитию детской памяти и улучшению запоминания. 

image

пройдите бесплатный профтест

узнайте какая профессия больше подходит именно вам

примерьте на себя обучение

попробуйте неделю бесплатно

  • более 10 000 материалов на платформе
  • интерактивные задания
  • записи уроков и мини-лекции к темам
  • допольнительные материалы и презентации уроков
или напишите нам в чат
whatsapp telegram email

получите бесплатный доступ к платформе

  • flag +7 Russia (Россия)
  • flag +375 Belarus (Белоруссия)
нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных в соответствии с политикой конфиденциальности

учись в школе и получи айфон бесплатно