Автор редакции
Редакция «за школой»
03.07.2023
Как правильно написать сжатое изложение
Время чтения 10 мин
17596
11
Как правильно написать сжатое изложение
Время чтения 10 мин
Автор редакции
Редакция «за школой»
17596
11
Как правильно написать сжатое изложение
Автор редакции
Редакция «за школой»
03.07.2023
Время чтения 10 мин
17596
11
Сжатое изложение - это вид работы, который обычно тяжелее всего дается ученикам, но для успешной сдачи ОГЭ девятиклассникам необходимо написать изложение помимо сочинения и тестовой части. В этой статье мы разберем, как писать сжатое изложение, и почему этот вид работы такой сложный.
Что такое изложение?
Изложение - это форма работы для проверки уровня восприятия текста. В пятом классе дети пишут изложение после того, как сами прочитают текст и перескажут, а уже в девятом классе ученики пишут по прослушанному тексту. Как это происходит: учитель диктует текст два раза, а ребята запоминают , фиксируют основные моменты на черновике, а потом воспроизводят прослушанный текст на бумаге. По сути надо одновременно писать, слушать и запоминать.
Способность одновременно читать, слушать донесения, да еще и диктовать что-то своему писцу молва приписывала известному римскому императору Гаю Юлию Цезарю. Таким же талантом, по слухам, обладал Наполеон Бонапарт. Возможно ли это?
В “Основах психолингвистики” И. Н. Горелова рассказывается об эксперименте, в котором испытуемым предлагалось запомнить два разных по содержанию текста: один был в наушниках, другой перед глазами. Одновременно два текста никто не смог запомнить, то есть “Феномен Цезаря” не подтвердился. Выяснилось, что у человека только один канал для восприятия речевых действий (слушание, говорение, письмо, чтение). Нельзя одновременно слушать и говорить, писать и читать, слушать и писать и любые другие комбинации. А такая форма работы как изложение требует одновременно слушания и написания. Вот поэтому изложение - это не физиологично, а значит очень трудно для учеников.
Виды изложений
Существует четыре вида изложения.
- Подробное: нужно максимально близко по тексту пересказать
- Сжатое: краткий пересказ основной мысли с сохранением структуры текста (нужно сохранить все микротемы).
- Выборочное: пересказ конкретного фрагмента текста
- Осложненное: пересказ с дополнительным заданием
На ОГЭ необходимо написать именно сжатое изложение. В критериях есть пункт “Использование приемов сжатия на протяжении всего пересказа”. Что это значит? Есть три приема сжатия: исключение, обобщение и упрощение.
Что можно исключить?
- Вводные слова;
- Однородные члены предложения;
- Повторы;
- Однотипные примеры;
- Риторические вопросы и восклицания;
- Цитаты;
- Детали, которые не влияют на ход авторской мысли;
- Пояснения;
- Рассуждения;
- Описания;
Приведем самые простые примеры того, что можно исключить, то есть просто убрать.
Повторы
Повторы в тексте случаются на уровне слов и на уровне предложений.
Пример №1.
“В этом городе я родилась, в этом городе прошло мое детство”.
Два раза писать “в это городе” не экономно в плане слов.
Сжатый вариант: “В этом городе я родилась, тут прошло мое детство”.
Пример № 2
“Чтобы не стало хуже, надо делать уколы и пить лекарство. Уколы и лекарства помогут улучшить состояние пациента”.
Эти два предложения дублируют друг друга. Можно просто оставить одно из них.
Сжатый вариант: “Чтобы не стало хуже, надо делать уколы и пить лекарство. Уколы и лекарства помогут улучшить состояние пациента”.
Синонимы;
Пример № 1
“На улице Ленина построили высокий десятиэтажный дом”
Сжатый вариант: “На улице Ленина построили высокий десятиэтажный дом”
Уточняющие и поясняющие конструкции;
Пример №1
“В центре города, возле вечного огня, собрались люди”.
Сжатый вариант: “В центре города, возле вечного огня, собрались люди”.
Пример №2
“В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного”
Сжатый вариант: “В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного”
Что можно обобщить?
Приведем самый простой пример обобщения.
Однородные члены предложения
Пример №1
“На столе лежали огурцы, помидоры, редиска, кабачки и баклажаны”.
Сжатый вариант: “На столе лежали овощи”.
Что можно упростить?
- Из сложного предложения можно сделать простое.
- Части предложения или ряда предложений можно заменить общим понятием или выражением;
- Прямую речь сделать косвенной.
- Иногда часть текста можно заменить одним предложением.
Пример № 1
“Что заставляет матерей не спать ночами, отказываться от самореализации, пренебрегать своими потребностями?”
Сжатый вариант: “Что заставляет матерей делать это?”
Пример №2
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка.
Сжатый вариант: Яшка проснулся очень рано.
Пример сжатия
Текст до сжатия
Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Текст после сжатия
Слово «мама» – особое слово. (исключение) Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости всю жизнь. (обобщение)
Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. (исключение)В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. (упрощение)
Рекомендации по написанию изложения
- Перед тем, как начать слушать изложение, разделите лист черновика на три части. Каждую микротему записывайте в отдельной зоне. После длительной паузы переходите к следующей зоне. Это нужно для того, чтобы при следующем прослушивании было место, где писать. Часто бывает, что ученики пишут текст без пропусков. Это становится проблемой при повторном прослушивании.
- Старайтесь понять, о чем текст. Это важнее, чем записать. Если не поймете, о чем текст, то не сможете собрать обрывки записанных фраз в кучу. Это писать и слушать не физиологично, а слушать и запоминать как раз можно.
- Используйте символы. Вместо слово “любовь” рисуйте сердечко и т.д. Опять же, писать и слушать очень сложно, а слушать и рисовать - реально вполне.
- Помните, что на ОГЭ текст для изложения всегда с тремя абзацами. Если у вас получилось больше или меньше - это повод подумать, где вы допустили ошибку.
- Читайте все тексты из ФИПИ для изложений. Часто на экзамене попадаются именно они, возможно, вам попадется текст, который вы уже читали, поэтому вам будет вдвойне легче.
- Практикуйтесь. Чем больше вы тренируетесь, тем лучше у вас получается. Вам надо выработать свою тактику.
- Если вам не хватает слов (в изложении должно быть не менее 70 слов), вставляйте вводные слова “наверное”, “видимо” и т.д.
- Тренируйте память. Чем лучше у вас память, тем легче вам будет запоминать текст.
- Постарайтесь дословно записать последнее предложение текста. Во-первых, в нем, как правило, заключена основная мысль, а во-вторых, текст дальше не диктуют и вы ничего важного не пропустите.
- Если у вас получилось более 90-95 слов в изложении, то лучше его сократить. Для начала уберите все вводные слова, попробуйте объединить два предложения в одно. Проверьте нет ли синонимов, которые можно убрать.
Заключение
Изложение - не физиологичная форма контроля, поэтому вам поможет скорость письма (чем быстрее напишите, тем больше времени останется на слушание) и цепкая память (лучше сделать ставку на запоминание текста).
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Редакция «За школой»60836
Колледж, техникум и училище: в чем разница
Как понять, чем отличаются учреждения СПО в России? Разбираемся в особенностях колледжа, техникума и училища, есть ли принципиальная разница в этих терминах.
Автор редакции
Редакция «за школой»34213
Какой уровень образования дают колледжи и техникумы
Многие выпускники школ при выборе профессии и учебного заведения задаются вопросами: а какой же уровень образования предоставляют колледжи и техникумы и обязательно ли идти в вуз для получения желаемой профессии?
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)