Ко всем материалам

Как правильно написать сжатое изложение

Сжатое изложение - это вид  работы, который обычно тяжелее всего дается ученикам, но для успешной сдачи ОГЭ девятиклассникам необходимо написать изложение  помимо сочинения и тестовой части. В этой статье мы разберем, как писать сжатое изложение, и почему этот вид работы такой сложный.

книжка Время чтения 10 минут
Как правильно написать сжатое изложение

Что такое изложение?

Изложение - это форма работы для проверки уровня восприятия текста. В пятом классе дети пишут изложение после того, как сами прочитают текст и перескажут, а уже в девятом классе ученики пишут по прослушанному тексту. Как это происходит: учитель диктует текст два раза, а ребята запоминают , фиксируют основные моменты на черновике, а потом воспроизводят прослушанный текст на бумаге. По сути надо одновременно писать, слушать и запоминать. 

Способность одновременно читать, слушать донесения, да еще и диктовать что-то своему писцу молва приписывала известному римскому императору Гаю Юлию Цезарю. Таким же талантом, по слухам, обладал Наполеон Бонапарт. Возможно ли это?

В “Основах психолингвистики” И. Н. Горелова рассказывается об эксперименте, в котором испытуемым предлагалось запомнить два разных по содержанию текста:  один был в наушниках, другой перед глазами. Одновременно два текста никто не смог запомнить, то есть “Феномен Цезаря” не подтвердился. Выяснилось, что у человека только один канал для восприятия речевых действий (слушание, говорение, письмо, чтение). Нельзя одновременно слушать и говорить, писать и читать, слушать и писать и любые другие комбинации. А такая форма работы как изложение требует одновременно слушания и написания. Вот поэтому изложение - это не физиологично, а значит очень трудно для учеников. 

Виды изложений

Существует четыре вида изложения. 

  • Подробное: нужно максимально близко по тексту пересказать 
  • Сжатое: краткий пересказ основной мысли с сохранением структуры текста (нужно сохранить все микротемы). 
  • Выборочное: пересказ конкретного фрагмента текста
  • Осложненное: пересказ с дополнительным заданием

На ОГЭ необходимо написать именно сжатое изложение. В критериях есть пункт “Использование приемов сжатия на протяжении всего пересказа”. Что это значит? Есть три приема сжатия: исключение, обобщение и упрощение. 

Что можно исключить?

  • Вводные слова; 
  • Однородные члены предложения; 
  • Повторы; 
  • Однотипные примеры; 
  • Риторические вопросы и восклицания; 
  • Цитаты; 
  • Детали, которые не влияют на ход авторской мысли; 
  • Пояснения;
  • Рассуждения; 
  • Описания; 

Приведем самые простые примеры того, что можно исключить, то есть просто убрать. 

Повторы 

Повторы в тексте случаются на уровне слов и на уровне предложений. 

Пример №1.

“В этом городе я родилась, в этом городе прошло мое детство”.

Два раза писать “в это городе” не экономно в плане слов. 

Сжатый вариант: “В этом городе я родилась, тут прошло мое детство”.

Пример № 2

 “Чтобы не стало хуже, надо делать уколы и пить лекарство. Уколы и лекарства помогут улучшить состояние пациента”. 

Эти два предложения дублируют друг друга. Можно просто оставить одно из них. 

Сжатый вариант: “Чтобы не стало хуже, надо делать уколы и пить лекарство. Уколы и лекарства помогут улучшить состояние пациента”. 

Синонимы;

Пример № 1

“На улице Ленина построили высокий десятиэтажный дом”

Сжатый вариант: “На улице Ленина построили высокий десятиэтажный дом”

Уточняющие и поясняющие конструкции;

Пример №1

“В центре города, возле вечного огня, собрались люди”.

Сжатый вариант: “В центре города, возле вечного огня, собрались люди”.

Пример №2

“В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного”

Сжатый вариант: “В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного”

Что можно обобщить?

 Приведем самый простой пример обобщения. 

Однородные члены предложения

Пример №1

“На столе лежали огурцы, помидоры, редиска, кабачки и баклажаны”.

Сжатый вариант: “На столе лежали овощи”.

Что можно упростить?

  • Из сложного предложения можно сделать простое. 
  • Части предложения или ряда предложений можно заменить  общим понятием или выражением; 
  • Прямую речь сделать косвенной.
  • Иногда часть текста можно заменить одним предложением. 
     

Пример № 1

“Что заставляет матерей не спать ночами, отказываться от самореализации, пренебрегать своими потребностями?” 

Сжатый вариант: “Что заставляет матерей делать это?” 

Пример №2

Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. 

Сжатый вариант: Яшка проснулся очень рано.


Пример сжатия

Текст до сжатия

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Текст после сжатия

Слово «мама» – особое слово. (исключение) Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости всю жизнь. (обобщение)

Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец.  (исключение)В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. (упрощение)

Рекомендации по написанию изложения

  • Перед тем, как начать слушать изложение, разделите лист черновика на три части. Каждую микротему записывайте в отдельной зоне. После длительной паузы переходите к следующей зоне. Это нужно для того, чтобы при следующем прослушивании было место, где писать. Часто бывает, что ученики пишут текст без пропусков. Это становится проблемой при повторном прослушивании. 
  • Старайтесь понять, о чем текст. Это важнее, чем записать. Если не поймете, о чем текст, то не сможете собрать обрывки записанных фраз в кучу. Это писать и слушать не физиологично, а слушать и запоминать как раз можно. 
  • Используйте символы. Вместо слово “любовь” рисуйте сердечко и т.д. Опять же, писать и слушать очень сложно, а слушать и рисовать - реально вполне. 
  • Помните, что на ОГЭ текст для изложения всегда с тремя абзацами. Если у вас получилось больше или меньше - это повод подумать, где вы допустили ошибку. 
  • Читайте все тексты из ФИПИ для изложений. Часто на экзамене попадаются именно они, возможно, вам попадется текст, который вы уже читали, поэтому вам будет вдвойне легче. 
  • Практикуйтесь. Чем больше вы тренируетесь, тем лучше у вас получается. Вам надо выработать свою тактику. 
  • Если вам не хватает слов (в изложении должно быть не менее 70 слов), вставляйте вводные слова “наверное”, “видимо” и т.д.
  • Тренируйте память. Чем лучше у вас память, тем легче вам будет запоминать текст. 
  • Постарайтесь дословно записать последнее предложение текста. Во-первых, в нем, как правило, заключена основная мысль, а во-вторых, текст дальше не диктуют и вы ничего важного не пропустите. 
  • Если у вас получилось более 90-95 слов в изложении, то лучше его сократить. Для начала уберите все вводные слова, попробуйте объединить два предложения в одно. Проверьте нет ли синонимов, которые можно убрать. 

Заключение


Изложение - не физиологичная форма контроля, поэтому вам поможет скорость письма (чем быстрее напишите, тем больше времени останется на слушание) и цепкая память (лучше сделать ставку на запоминание текста). 

background

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:

  • Доступ к платформе
    онлайн-школы на 7 дней
  • 1 пробный день
    в онлайн-школе
  • 1 урок с репетитором
    по любому предмету
  • Диагностику гибких
    навыков у ребенка
Введите телефон*

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных