Автор редакции
Редакция «за школой»

Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс?
Время чтения 5 мин
2060
Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс?
Время чтения 5 мин
Автор редакции
Редакция «за школой»

2060
Как подготовить ребёнка к переходу в 5 класс?
Автор редакции
Редакция «за школой»
15.03.2023
Время чтения 5 мин

2060
Большая психологическая нагрузка зачастую сопровождает школьников при их переходе на следующий этап обучения. Среднее звено, по мнению многих детских психологов и педагогов, требует от учеников в процессе школьной адаптации определенных усилий. Длительность этого периода может достигать 3-6 месяцев. Уверенно справиться с поставленными перед ребятами задачами способствует понимание родителями трудностей, с которыми могут столкнуться их дети.
Особенности обучения в средней школе
Подавляющее большинство учеников, переходящих на среднее звено школьного обучения, отмечают высокий уровень важности такого события. Этот шаг в жизни ребенка — зримый показатель детского взросления. Смена окружающей детей обстановки может быть кардинальной или частичной. Детские психологи отмечают, что, начиная с 5 класса, школьники начинают чувствовать значительно большую, по сравнению с начальной школой, психическую нагрузку. Это может быть обусловлено следующими изменениями в школьной деятельности ребенка:
- появление нескольких учителей по различным дисциплинам — возникновение новых для детей педагогов, повышение требований, возрастание ответственности осознаются ребятами в течение некоторого времени;
- занятия происходят в разных школьных кабинетах — пятиклассникам необходимо привыкнуть к внезапному расширению их возможностей и обязанностей, своевременному переходу в предметные классы, вероятным встречам со старшеклассниками;
- смена одноклассников — коллектив может измениться даже без перехода в другое образовательное учреждение, иногда в классе появляются новички или из него уходят уже знакомые для ребенка дети, что болезненно воспринимается другими одноклассниками.
Сегодня переход с начального на средний учебный этап подразумевает для школьников окончание малого детского возраста. Поскольку раннее детство подошло к концу, для этой возрастной группы начинается стабильный период развития. В такое время дети начинают делиться с родителями, сверстниками, младшими членами семей описанием характерных для каждого их учителя чертами. Кто-то, по рассказам учеников средней школы, может быть «добрым», «злым», «вредным». Принятие школьниками нового положения помогает многим забыть о возможных неудачах в начальной школе, повысить уровень успеваемости, наладить взаимоотношения с учителями.

Адаптационный период — признаки и особенности
Согласно проведенным квалифицированными специалистами психофизиологическим и психологическим исследованиям, при переходе в 5 класс ученики адаптируются к измененным условиям образовательного процесса. Такой период выделяется схожим с началом обучения в 1 классе характером. Ввиду появления усложненных по сравнению с начальной школой требований психика каждого ребенка подвергается серьезным испытаниям. Резкая смена и разнообразие условий учебы вызывают у школьников разные самоощущения и реакции. Наиболее частые признаки адаптационного периода:
- снижение работоспособности;
- нарушения сна, аппетита;
- суетливость;
- тревожность;
- робость;
- забывчивость;
- неорганизованность;
- чрезмерная шумность.
Вышеперечисленные функциональные показатели выявляются детскими психологами примерно у 75% учеников, недавно перешедших в среднюю школу. Подобные признаки адаптации имеют единичный характер, могут проявляться у школьников в разной форме, исчезают в течение от двух до четырех недель после начала учебного процесса. При этом стоит отметить, что адаптационные показатели могут сохраняться на протяжении от 2-3 месяцев до полугода.
Развитию детей на фоне адаптации к новому для них школьному этапу нередко сопутствуют психосоматические заболевания. Родителям учеников, которые только начинают учиться в 5 классе, следует оказывать своим детям соответствующую помощь и поддержку. Окружающая ребят обстановка должна выделяться спокойной атмосферой, вместе с этим важно иметь четкий режим. Если взрослые заметили одновременное проявление множества функциональных показателей или весьма долгосрочный процесс адаптирования ребенка к новым условиям, то для их устранения стоит обратиться за помощью к школьному психологу.
Как подготовить ребенка?
Дети могут преодолеть трудности адаптационного периода и перехода в 5 класс, заручившись поддержкой родителей. Взрослые способны позаботиться о ребенке, оказав необходимую для него в это время помощь. На первых этапах подготовки нужно узнать об особенностях школьной программы пятого учебного года. К этим факторам относится предполагаемый уровень нагрузки и наличие возможных дополнительных занятий. Таким образом, взрослые люди могут предварительно сопоставить педагогические требования с навыками и возможностями ребенка.
Адаптация детей может пройти незаметно, если родители наладят контакт с опытным в этой сфере деятельности специалистом. Школьный психолог помогает ученикам быстро и без последствий справиться с нежелательными признаками адаптационного периода. Чтобы подготовить ребенка к переходу в пятый класс, педагоги и психологи рекомендуют родителям:
- поощрять детей даже за небольшие достижения в учебе или в других делах, что помогает развить в них самодостаточность и адекватную самооценку;
- организовывать для ребят полноценное питание, в ежедневный рацион должны входить необходимые для их развития витамины и микроэлементы;
- посредством умеренного назначения домашних обязанностей развивать самостоятельность;
- заранее планировать свободное время ученика;
- поддерживать двигательную активность ребенка, для чего могут быть использованы спортивные состязания, активные игры на свежем воздухе;
- предоставлять детям возможность обсуждать отношения с друзьями и сверстниками в семейном кругу, что в дальнейшем позволит говорить и о школьных делах.
Ненавязчивый контроль складывающихся у ребенка ситуаций позволяет родителям выстроить с ним доверительные отношения. В первые месяцы учебного процесса взрослым нужно следить за соответствием содержимого рюкзака с расписанием на следующий день. В случае обнаружения несоответствия со школьником следует поговорить об этом и предложить более внимательно подойти к сбору школьных принадлежностей. Таким образом у детей развивается внимательность, повышается уровень самостоятельности. Родителям не стоит забывать и о том, что во время учебы их ребенка в пятом классе непонятные ситуации всегда можно прояснить. Для уточнения нужно обратиться к учителям, которые преподают школьную дисциплину.

Затруднения при адаптации
Со стороны школьников вызвать непонимание и некоторые затруднения может противоречивость требований, предъявляемых разными учителями. Например, это может быть необходимое для урока количество и формат тетрадей. Ученики часто впервые сталкиваются с такими трудностями. Помочь детям разобраться с ними могут родители, которым нужно объяснить ребятам причины различий и предложить вариант для учета педагогических требований (например, расписание с их четким описанием). Исключение зависимости ребенка от взрослых при переходе на среднее школьное звено — один из важных факторов, который способствует развитию его самостоятельности. Поддержать успеваемость детей по разным предметам во время адаптации можно с помощью совместной подготовки домашних заданий. Такой подход поможет предотвратить возникновение трудностей на первом этапе обучения в 5 классе.
Заключение
Создавая для ребенка условия, при которых он будет чувствовать себя удачливым, смышленым и умелым, родители содействуют успешности школьника. Безусловная любовь и принятие детей такими, какие они есть, — отличный способ показать отсутствие сомнений в их интеллектуальных и физических возможностях. Когда взрослые начинают ставить себя на место ученика, это помогает разобраться в чувствах и мыслях ребенка. Этот подход также содействует обнаружению наилучших вариантов для решения многих негативных психологических ситуаций, которые могут возникнуть в жизни детей в средней школе.
Неповторимость и уникальность каждого ребенка — неоспоримый факт. При этом родителям не стоит завышать свои личные ожидания по отношению к нему и пытаться реализовать собственные желания и мечты, которые не сбылись. Воспитание детей на личном примере — отменный метод прохождения адаптационного периода при переходе в 5 класс и на других этапах жизни ребенка!
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Редакция «За школой»
92254
Колледж, техникум и училище: в чем разница
Как понять, чем отличаются учреждения СПО в России? Разбираемся в особенностях колледжа, техникума и училища, есть ли принципиальная разница в этих терминах.
Автор редакции
Редакция «за школой»
55615
Какой уровень образования дают колледжи и техникумы
Многие выпускники школ при выборе профессии и учебного заведения задаются вопросами: а какой же уровень образования предоставляют колледжи и техникумы и обязательно ли идти в вуз для получения желаемой профессии?
Автор редакции
Редакция «за школой»
31271
график каникул в 2024/2025 учебном году
График отдыха для школьников в 2024/2025 учебном году. Узнайте, когда установлены каникулы для учащихся общеобразовательных школ
Автор редакции
Редакция «за школой»
26336
Как правильно написать сжатое изложение
Сжатое изложение - это вид работы, который обычно тяжелее всего дается ученикам, но для успешной сдачи ОГЭ девятиклассникам необходимо написать изложение помимо сочинения и тестовой части. В этой статье мы разберем, как писать сжатое изложение, и почему этот вид работы такой сложный.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)