Ко всем материалам

Как научить ребенка читать в домашних условиях: эффективные для родителей

Автор: Никитенко Анастасия

Как научить ребенка читать? - вопрос волнующий многих родителей. Полки книжных магазинов забиты различными учебниками и пособиями, а в интернете можно найти множество авторских методик. Как не потеряться во всем этом разнообразии? И во сколько лет лучше начать обучение чтению? Давайте разберемся вместе.

книжка Время чтения 10 минут
Как научить ребенка читать в домашних условиях: эффективные для родителей

В каком возрасте можно начинать учить ребёнка читать?

Мнения по поводу обучения чтению расходятся. Одни родители считают, что дети должны научиться хорошо читать до того, как они пойдут в школу. Так ему легче будет адаптироваться к учебному процессу и выдерживать непривычную нагрузку. Также дошкольное развитие дает преимущество перед одноклассниками, которые не посещали дополнительные занятия. А кто - то наоборот предпочитает отказаться от подготовительных курсов и оставить обучение на учителей. 

Так как же понять, что пора учить ребёнка читать? Есть несколько признаков психологической подготовленности: 

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает смысл сказанного;
  2. У ребёнка отсутствуют серьёзные логопедические проблемы;
  3. Ребёнок понимает направления и не путает их: право - лево, верх - низ. Чтобы научиться читать, важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз. 
  4. Развитый фонематический слух - под этим термином логопеды подразумевают умение ребёнка различать звуки. Если ваш малыш способен выделить общий звук в нескольких словах (например, “к” в словах кот, клякса, карандаш) или назвать слова на заданную вами букву, то он готов к обучению.


Почему нельзя начинать обучение чтению слишком рано?

С самого рождения дети начинают познавать мир. Развитие способностей ребёнка происходит линейно и его нельзя ускорить или видоизменить. Дети до пяти лет мыслят образами и с трудом воспринимают информацию в виде букв и символов. Даже, если ребёнок выучит алфавит, он не сможет прочитать предложения, поняв их смысл. 

Раннее начало такой деятельности также может привести к проблемам со здоровьем, так как вызывает сильное умственное напряжение. Кроме того, следует учитывать, что глаза ребёнка не приспособлены к долгому зрительному напряжению, которое возникает при чтении текста. Последствием может стать ухудшение зрения.

Игры, сказки, мультфильмы - все это для детей является инструментами для познания нашего мира. Слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу, приводит к тому, что их эмоциональное развитие замедляется. В старшем возрасте редко представляется возможным восполнить недостаток социального интеллекта, и это приводит к:

  • Замкнутости и неуверенности в себе;
  • Трудностям построения доверительных отношений с другими людьми;
  • Потере мотивации в учёбе;
  • Отсутствию эмпатии;
  • Трудностям с пониманием и трактовкой своих эмоций, определением своих сильных и слабых сторон и жизненных ценностей

Методики обучения чтению

Звуковой (фонетический) метод

По этой методики обучения чтению нас учили читать в школе. Она основана на алфавитном принципе. В её основе лежит обучение произношению букв и звуков, и когда ребёнок накопит достаточные знания, он переходит сначала к слогам, которые образуются от слияния звуков, а затем к целым словам.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Уже много лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять из них слоги и слова. Они позволяют понять ребёнку различие между  гласными, согласными, глухими и звонкими звуками. В наборе вы найдёте 52 кубика, на каждом из которых изображены склады. Склад - это пара из согласной и гласной буквы. Обучение чтению по такому методу происходит в виде увлекательной и весёлой игры.

Методика Марии Монтессори

По методике Монтессори малыши сначала учатся писать буквы с помощью вкладышей и картонных табличек, а затем изучают буквы. Суть метода - прочувствовать написанную букву, а потом произнести её. После изучения гласных и согласных можно переходить к словам и фразам. Плюс этой методики в том, что она не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику и логику.

Карточки Домана

Этот метод позволяет распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на части. Этот метод не учит названиям букв или звуков. Детям показывают определенное количество карточек с проговариванием слов несколько раз в день. В результате ребёнок узнает и читает слова сразу. 

Методика Ольги Соболевой

Эта методика основана на работе двух полушарий головного мозга. Изучая новую букву, ребёнок познаёт её через образ или персонажа. Главная цель - привить ребёнку любовь к чтению. Все занятия построены в игровой форме, поэтому обучение проходит интересно и увлекательно.

Советы для родителей по обучению чтению

Обсуждайте прочитанное

Очень здорово, если ребёнок читает самостоятельно без всякого побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить с вами прочитанное. Можно задать ребёнку следующие вопросы:

  • Кто из героев тебе понравился больше?
  • Как бы ты поступил на месте героя?
  • Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
  • Что больше всего тебе запомнилось из прочитанного?

Занимайтесь понемногу и регулярно

Не стоит ждать от ребёнка усидчивости и желания часами разбирать незнакомые буквы, а затем складывать их в слова. Дошкольникам сложно концентрироваться на уроке больше 25 минут, и даже такое небольшое занятие стоит разбавлять играми и физкультурными минутками. А вот регулярная практика очень важна. Искать знакомые буквы можно где угодно: на коробке с кукурузными хлопьями или на вывесках во время прогулки.

Идите от простого к сложному

Как только ребёнок запомнил несколько букв (2 - 4), переходите к составлению слогов. Пусть первыми станут слова из повторяющихся слогов, например, мама, папа, няня и т.д. При этом сразу учите, что слог произносится “па”, не разбивайте его на отдельные звуки. После освоения простых сочетаний переходите к более сложным.

Помогайте понимать смысл прочитанного

После того, как ребёнок прочитал какую либо фразу или предложение, например: “Лягушонок отправился в лес на прогулку”. Остановитесь и спросите: “О чём ты сейчас прочитал?”. Если затрудняется ответить, пусть прочитает еще раз. А вы задайте более конкретные вопросы: “О ком говорилось в предложении?”, “Куда отправился лягушонок?”.

Играйте

Как известно, игра - это ведущий род деятельности у малышей. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте из них слова. Просите ребенка прочитать какую - нибудь вывеску или надпись на упаковке.

Не сравнивайте

Не сравнивайте успехи вашего ребёнка с успехами других детей. У каждого свой тем освоения навыка чтения.

Никогда не начинайте занятие, если у вашего ребёнка плохое настроение

Такие занятия не только не принесут успеха, но и могут напрочь отбить желание у ребёнка читать.

Обучение чтению - процесс очень увлекательный и интересный. Он одновременно сложный и простой. Не расстраивайтесь, если вашему малышу не очень хорошо даётся чтение по слогам. Пробуйте разные методики и обязательно всё получится!

background

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:

  • Доступ к платформе
    онлайн-школы на 7 дней
  • 1 пробный день
    в онлайн-школе
  • 1 урок с репетитором
    по любому предмету
  • Диагностику гибких
    навыков у ребенка
Введите телефон*

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных