5 ошибок
родителей которые создают финансовые
блоки у детей
чему и как учить детей, чтобы они избегали долгов, знали ценность деньгам и умели грамотно ими управлять
вебинар онлайн 24.12Автор редакции
Редакция «за школой»
15.03.2023
Как написать изложение: несколько советов школьникам
Время чтения 8 мин
447
Как написать изложение: несколько советов школьникам
Время чтения 8 мин
Автор редакции
Редакция «за школой»
447
Как написать изложение: несколько советов школьникам
Автор редакции
Редакция «за школой»
15.03.2023
Время чтения 8 мин
447
Современная программа начальной школы включает в себя множество разнообразных заданий, которые направлены на развитие речи. Кроме этого, они помогают ученикам выработать навыки и умения передачи услышанного текста с сохранением его стилистической направленности. Научиться творчески и правильно передавать изложение, которое услышано детьми от педагога, может каждый понимающий суть задания и знающий, как его писать, ученик.
Что такое изложение?
Контроль достигнутых школьниками знаний осуществляется учителями на постоянной основе. В начальных, средних и даже старших классах в школьных учреждениях основной вид творческих заданий по русскому языку и литературе — изложение. В этом случае знания определяются посредством пересказа детьми какого-то определенного текста, который был ими услышан или прочитан. Далее каждый ученик должен произвести его качественный анализ и передать собственными словами в письменной форме. При этом в обязательном порядке школьникам необходимо сохранить основную мысль текста. Педагоги выделяют следующие разновидности изложений, зафиксированных в школьных программах:
- повествовательные — письменный пересказ с простым художественным стилем (происшествия, жизнь людей, животных), в котором нужно информативно передать последовательность, основные действия развивающихся в тексте событий;
- описательные — более сложный по сравнению с первым видом вариант, требующий от учеников красноречивого описания предметов, явлений и участников рассказа с предельным раскрытием деталей, их творческим описанием (используются навыки красноречия, подбираются подходящие синонимы);
- рассуждения — задания для старшеклассников, в пересказе должны быть использованы главные тезисы предложенного педагогом текста, собственные рассуждения по его теме, дополнительные элементы сочинения;
- комбинированные — в повествовательном изложении есть описание и рассуждения.
Школьники знакомятся с вышеперечисленными видами заданий, начиная уже с 3 класса. На этом этапе обучения вводятся как описательные, так и повествовательные варианты пересказов. Первоклашкам чаще всего предлагается устная разновидность изложений, при котором необходимо словами пересказать услышанное или прочитанное. Ученики первого класса должны кратко передавать смысл текста, делая это от собственного лица либо от имени автора. Школьники на втором году обучения начинают излагать содержание небольших по объему текстов (до 45 слов) уже в письменной форме.
Как написать изложение успешно?
Школьная методика написания пересказов предполагает то, что текст для дальнейшего пересказа будет прочитан педагогом не менее 2 раз. Ученикам начальной школы он может зачитываться даже трижды. Первое прочтение медленное и в определенных местах предусматривает остановки, к которым со стороны школьников следует относиться с особым вниманием. За этим происходит беглое чтение текста. Специалисты в образовательной сфере деятельности рекомендуют ученикам прибегать к следующему ряду действий для успешного выполнения задания:
- в старших классах, когда учитель читает текст, в черновиках целесообразно делать пометки;
- в черновом варианте стоит оставлять пробелы, которые могут быть заполнены после следующего прочтения задания;
- вспомогательным способом для воссоздания оригинального текста могут выступить отметки в виде имен и фраз персонажей, даты происходящих по тексту событий, необычных слов;
- после двух прочтений можно составить план подробного описания текста;
- при написании не стоит отягощать работу слишком сложными предложениями, что поможет исключить орфографические ошибки;
- в пересказе можно и нужно использовать подходящие по смыслу текста эпитеты.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что детям во время чтения текста учителем стоит отмечать важные части содержания в черновом варианте. Многие квалифицированные педагоги сходятся во мнении, что заранее составленный учениками план способствует успешному написанию творческой работы. В период перечитывания черновика обратить особое внимание стоит на слова, которые находятся рядом друг с другом и повторяются. Исключить возможно имеющуюся в тексте тавтологию можно посредством правильно подобранных синонимов. Для этого педагоги и логопеды рекомендуют родителям школьников позаботиться о расширении кругозора, развитии эрудиции.
Как избежать ошибок?
Письменные пересказы, как одна из вариаций школьных работ по русскому языку и литературе, рассчитаны на тренировку памяти детей. Посредством таких заданий у школьников формируется правописание, понимание стилистической направленности текстов. Работа по пересказу также направлена на гладкое и красноречивое изложение смыслового посыла услышанного. Эта форма проверки знаний, кроме отсутствия ошибок в пунктуации и орфографии, предъявляет к готовым работам учеников и другие определенные требования. Успешно написать изложение можно в случае:
- правильного применения стиля речи;
- тщательного вникания в главную мысль услышанного, выстраивания четкой последовательности событий в тексте;
- изложения фактов в нужном по замыслу автора порядке;
- оформления текста с максимально приближенным к оригиналу началом и концом.
Выполнение таких рекомендаций от специалистов помогает школьникам делать близкие по текстам пересказы. Совершенствовать личное изложение можно только без потери основной мысли и стиля. Избежать орфографических и пунктуационных ошибок могут дети, которые регулярно читают соответствующие их возрастной группе книги и литературные произведения. Родителям и учителям особо важно объяснить ребятам из младших классов, что изложение предполагает пересказ данного на уроке текста, а не сочинения с личными мыслями и чувствами на заданную тему. Такой подход взрослых способствует пониманию школьниками начальной школы поставленной перед ними задачи.
Способы пересказов текстов
Изложение пишется детьми по-разному, что зависит от поставленной перед учениками задачи и от их возраста. Специалисты различают такие способы пересказов:
- Определенная тема может быть раскрыта выборочно, что зачастую используется учителями по собственному усмотрению. В таком случае детям необходимо передать только часть услышанного или прочитанного ими текста. Например, в рассказе о жителях леса нужно описать или рассказать лишь об одном животном, при этом не упоминая о других представителях лесной чащи.
- Есть варианты заданий, когда излагать содержание текста следует сжато. Пересказ осуществляется школьниками без обширного описания происходящих событий, с краткой передачей подробностей. При этом ребятам нужно сохранить главные детали, стиль и основную мысль автора.
- Необходимость сохранения последовательности каждого этапа рассказа и авторского замысла свойственны для подробного вида изложений. Содержание текста должно быть сохранено с деталями, фактами, иногда и фразами героев.
Педагоги отмечают, что излагать рассказы кратко с первого раза может не каждый ребенок. Чтобы научиться делать это сжато, детям нужно регулярно практиковаться. Подробный пересказ малых по объему текстов (30-45 слов) часто используют учителя младшего школьного звена.
Заключение
Творческие задания в виде пересказов в учебных учреждениях могут транслироваться разными способами. Писать изложение можно не только после чтения первоначального текста педагогом или его самостоятельного прочтения. Есть случаи, когда работе по пересказу предшествует прослушивание звукозаписей, просмотр спектакля, кинофильма. Также стоит упомянуть, что для пересказа учителем может быть подобран как художественный, так и научный текст.
Взрослые люди могут помочь своим детям успешно справиться с заданием, представленным в качестве изложения. Трудоемкая задача выполняется ребятами разного возраста без промедлений, когда они предварительно подготовились и практиковались в написании пересказов. Для этого школьникам стоит объяснить, что от них не требуется дословное запоминание текста. Главная задача ребенка любого возраста — понять смысл описанных в рассказе событий и запомнить его стиль. Домашние тренировки, организовывать которые родителям необходимо регулярно, способствуют надлежащему и красноречивому изложению детьми текстов любой сложности.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Редакция «За школой»70294
Колледж, техникум и училище: в чем разница
Как понять, чем отличаются учреждения СПО в России? Разбираемся в особенностях колледжа, техникума и училища, есть ли принципиальная разница в этих терминах.
Автор редакции
Редакция «за школой»40684
Какой уровень образования дают колледжи и техникумы
Многие выпускники школ при выборе профессии и учебного заведения задаются вопросами: а какой же уровень образования предоставляют колледжи и техникумы и обязательно ли идти в вуз для получения желаемой профессии?
Автор редакции
Редакция24018
Аргументы для итогового сочинения 2025: разделы, произведения, готовые аргументы
Итоговое сочинение всегда вызывает немало волнений, и особенно в той части, где нужно опираться на литературный материал. Очень неприятно отправляться на пересдачу только из-за неверно подобранного аргумента. Поэтому стоит разобраться с этой темой заранее – изучить структуру, прочитать подходящие произведения, и посмотреть готовые варианты. Ведь итоговое сочинение в декабре пишут для того, чтобы получить доступ к ЕГЭ.
Автор редакции
Редакция «за школой»20829
Как правильно написать сжатое изложение
Сжатое изложение - это вид работы, который обычно тяжелее всего дается ученикам, но для успешной сдачи ОГЭ девятиклассникам необходимо написать изложение помимо сочинения и тестовой части. В этой статье мы разберем, как писать сжатое изложение, и почему этот вид работы такой сложный.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)