Лайфхаки для школьников: как делать домашнюю работу быстрее и лучше остальных
Всем родителям знаком вечерний кошмар, когда уже перед сном ребенок сообщает, что у него не выучены уроки, не сделана поделка к конкурсу, не завершен рисунок для выставки, да к тому же на завтрашний урок необходим не купленный пластилин. Остается только схватиться руками за голову и завыть от бессилия. Давайте разберемся, почему возникают подобные ситуации? И ответим на извечный русский вопрос – «Что делать?» и универсальный философский – «Как помочь родному человеку?» Мы помним о том, что домашнее задание нужно детям для фиксации знаний, которые они приобрели на уроке или для отработки определенных навыков. И игнорировать его нельзя, как бы это ни было трудно.
Время чтения 5 минут
Усталость – вот центральный корень всех проблем. Цель родителя как взрослого наставника научить свое чадо правильно организовывать свой тайм-менеджмент. Учитывая расписание спортивных или дополнительных занятий, необходимо составить план выполнения домашних заданий. Надо просто сесть с ребенком и помочь ему правильно распределить свое время, буквально расписать структуру каждого дня. Одна из родительских задач – научить школьника самоорганизации. Незрелость – причина того, что некоторые дети неспособны удержать в сознании весь объем и график выполнения задач, которые перед ними ставятся в школе. Четкая структура, многократное повторение и проверки в первое время помогут эту структуру «обкатать».
Режим дня
«Утро вечера мудренее» - пословица на все времена. Никогда не забывайте о том, что бодрый, энергичный, веселый ребенок – показатель здоровой семьи и он потенциально готов к любым свершениям и покорению самых высоких вершин. Немалую роль в этом играет правильное соблюдение режима дня и режима сна. Расскажите ребенку, что бодрость организма зависит от хорошего сна, энергичных физических упражнений и оптимистического отношения к жизни. И этому не способствует ночное просиживание за «стрелялками» и просмотр фильмов в то время, когда мозг должен отдыхать. Установите для ребенка закон: за час до сна он должен отложить свой гаджет и не подходить к нему до утра.
Создание комфортной обстановки
Еще древние китайцы говорили: «Всякое дело начинается с организации рабочего места». Если на рабочем месте бардак или вообще место для работы отсутствует, то, согласитесь, в такой обстановке продуктивная работа не заладится. Задача родителя - вместе с ребенком обустроить и организовать комфортное и удобное место для работы. Необходимо вовлечь ребенка в выбор стола, стула, канцелярских принадлежностей. Пусть он разберется и устроит рабочее место так, чтобы оно было удобным ему во время работы: с какой стороны будут находится учебники, где будет располагаться полка для книг, в каком ящике будут сложены тетради по разным предметам.
Обратите внимание, что гораздо приятнее, когда в рюкзаке или портфеле наведен порядок, карандаши и ручки находятся в определенном месте. Установите освещение ребенку так, чтобы свет падал с противоположной стороны от его рабочей руки (левшам – справа; правшам – слева). На столе у ребенка во время работы не должно быть ничего отвлекающего – слаймов, винеров и т.д. и т.п.
Устранение факторов, рассеивающих внимание
О какой работе можно говорить, когда рядом с тем, кто готовит уроки, кто-то смотрит телевизор, разговаривает по телефону, занимается хозяйством или чеканит мячом? Все это, как мы понимаем, не дает ребенку возможности сосредоточиться.
Не бойтесь «отпускать»
А теперь самое интересное: специалисты установили, что существует норматив по выполнению «домашки»:
- 1 класс – 1,0 часа;
- 2-3 класс – 1,5 часа;
- 4-5 класс – 2,0 часа;
- 6-8 класс – 2,5 часа;
- 9-11 – 3,5 часа.
Сын или дочь в определенном классе, как мы знаем, не должны просиживать все вечера напролет за выполнением заданных уроков. А если родитель, придя с работы, обнаруживает чадо за письменным столом, размышляющим над задачей уже полтора часа, то это «звоночек»: нужно понять, причина страданий ребенка заключается в непонимании предмета, темы или речь идет о простой потребности в родительском внимании. Углубимся в психологию. Возможно, причина заключается в глубинном страхе: некоторые школьники элементарно не знают, с чего начать, тратя кучу времени на простое цепенение над стопкой учебников, элементарно не понимая, с чего начать работу. К этому может примешиваться боязнь заведомой неудачи. Конечно, в этот момент, какой любящий родитель не захочет помочь своему отпрыску? Но надо быть осторожным: этот процесс может затянуть и превратиться в порочный круг. Задача заключается в следующем: научив как, постепенно «отпускать» свой контроль, давая все больше и больше самостоятельности.
В погоне за оценками родители подменяют и процесс, и результат. Никогда нельзя забывать, что ребенок должен сам идти к успеху. Важная задача – научиться быть самостоятельным, пусть даже сперва не все удается. В противном случае, работа детей становится работой родителей, и школьники теряют чувство собственной ответственности.
Если задач слишком много
Если объем задач для ребенка «хлещет через край», родителям просто надо помочь. Существуют различные техники преодоления трудностей. Например, «от сложного – к простому»: сначала разбираем трудные задания, легкие – оставляем «на закуску». Другая техника – «разделение нагрузки», которая позволяет разделить задачи на тридцатиминутные периоды и пятиминутки на отдых. Через каждые четыре отрезка – длинный перерыв. Кстати, если работа выполняется на компьютере, можно установить программу, которая отключала бы экран через каждые тридцать минут.
Для решения многоуровневых проблем воспользуйтесь следующим алгоритмом:
- изучаем проблему;
- ищем альтернативу;
- меняем установки.
Например, если ребенку задали написать проект по истории про Ивана Грозного – эта задача, конечно, не из легких. Об Иване Васильевиче существует колоссальное количество литературы, да и в Интернете с этой темой нелегко разобраться.
Что делать?
- изучаем по энциклопедии (все исторические энциклопедии выложены в Интернет), основные ключевые моменты эпохи Ивана IV;
- подбираем литературу: нужны 1-2 книжки, наиболее полно отражающие проблему (их можно найти по отзывам в том же Интернете);
- суживаем рамки заданной темы: например, перефокусируем внимание с полного описания царствования грозного царя на более локальные: Ливонскую войну, «Избранную раду» или опричнину.
Теперь ребенку будет намного легче справиться с поставленной задачей, только пусть он не забудет, что во вступлении к работе надо обосновать, почему взят тот, а не иной ракурс взгляда на русский XVI век – это тоже можно сделать по материалу энциклопедий.
Микроклимат в семье
Спокойная любящая мама, поддерживающий отец – желаемая обстановка в каждой семье. Такие слова и фразы со стороны родителей, как: «Пишешь, как курица лапой», «Пойдешь в дворники», «Двоечники никому не нужны» - должны быть запрещены для произношения у любящих родителей. Помним, что криком родители ничего не добьются, разве что продемонстрируют свое бессилие. Родитель помогает, поддерживает, страхует – в этом цель воспитания. Только не забывайте, что гиперопека – это перегиб.
Желаем удачи!

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:
- Доступ к платформе
онлайн-школы на 7 дней - 1 пробный день
в онлайн-школе - 1 урок с репетитором
по любому предмету - Диагностику гибких
навыков у ребенка
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных