Автор редакции
Карташева Анна

Что такое дисграфия у школьников? Способы коррекции
Время чтения 7 мин
33
Что такое дисграфия у школьников? Способы коррекции
Время чтения 7 мин
Автор редакции
Карташева Анна

33
Что такое дисграфия у школьников? Способы коррекции
Автор редакции
Карташева Анна
12.12.2022
Время чтения 7 мин

33
Дисграфия - что это, когда бить тревогу, каковы ее признаки и чем могут помочь родители, - рассказываем в статье.
Ваш ребенок только-только начал учиться писать, выводить палочки, елочки, a через некоторое время и буквы. Вначале получается не очень ровно и ловко, теряются целые слоги, буквы, но с практикой приходит опыт, и подобные ошибки исчезают. Но не у всех. Когда ребенок при письме изо дня в день совершает одинаковые ошибки, путает написание слов, пропускает буквы, не понимает как писать слова, заменяет их на похожие, добавляет в них лишние буквы, не соблюдает границы предложения и знаки препинания, врачи говорят о дисграфии. Дисграфия - не приговор. Она была диагностирована у таких известных и успешных людей как Том Круз и Сальма Хайек, Ганс Христиан Андерсен и Альберт Эйнштейн, Мерилин Монро и Владимир Маяковский.
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, которое характеризуется постоянно повторяющимися ошибками. Ребенок может писать “сетра” вместо сестра”, “дедошка” вместо “дедушка”, “ он ела” вместо “он ел”. |
Каковы причины дисграфии?

Досконально причины дисграфии не изучены несмотря на большое количество существующих исследований (Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. РауЛ. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская, С.С. Мнухин, Р.А. Ткачев и другие) и довольно длительную историю изучения этого состояния - еще в 1877 году немецким терапевтом Адольфом Куссмаулем дисграфия была выделена как патология. Тем не менее, к тому, что вызывает дисграфию, относят:
- биологические причины: наследственность, родовые травмы, поражения головного мозга, инфекции нервной системы, вредные привычки матери во время беременности;
- социальные причины: воспитание в двуязычных семьях, долгое пребывание ребенка в отрыве от семьи (например, нахождение в больнице), недостаток речевого общения, слишком ранний или наоборот поздний возраст обучения письму.
Дисграфия может стать патологией и взрослых, переживших инсульт, черепно-мозговую травму, нейрохирургические операции.
Очень часто дисграфия у ребенка сочетается с дислексией - нарушением чтения, когда путаются, перестанавливаются или смешиваются буквы, не всегда понимается смысл прочитанного.
Когда ставится диагноз “дисграфия”? Как ее диагностировать помимо ошибок в письменной речи? К какому врачу идти?
Обычно его ставят в начальной школе, когда происходит обучение письму. Кроме перечисленных выше особенностей у дисграфика обычно непонятный сбивчивый почерк, он предпочитает молчать на уроках, испытывает трудности с верным построением длинных предложений.
Диагностика, по которой можно определить, есть ли у ребенка дисграфия, должна быть комплексной. Помимо логопеда родителям стоит посетить невролога, оториноларинголога (лора), офтальмолога (окулиста) и психолога, которые помогут подтвердить или исключить дефекты слуха и зрения, отклонения психического характера. Специалисты анализируют письменные работы ребенка, изучают его речевую моторику, развитие артикуляционного аппарата. Ребенку предлагается переписать текст, написать предложения под диктовку, прочесть вслух. Все эти в комплексе помогает врачу сделать верное заключение.
Как помочь ребенку?
Если родителю может быть трудно определить дисграфию, то учитель, проверяющий письменные работы ребенка, может бить тревогу при обнаружении ее признаков. Затем стоит обратиться к логопеду, который ведет основную работу. Психоневролог может назначить медикаментозное лечение при обнаруженных нарушениях, однако, это вопрос спорный. Родители совместно с учителем, логопедом и другими специалистами должны выработать единую линию помощи ребенку. В особых случаях стоит, возможно, задуматься о переводе ребенка в специализированную школу или найти учителя, профессионально занимающегося проблемами дисграфиков для помощи вне школы.
Можно ли предотвратить дисграфию? Профилактика и коррекция
Дисграфия не пройдет сама по себе, но это и не тяжелое заболевание, хотя довольно серьезная проблема, нуждающаяся как в профилактике, так и в оперативной корректировке. Процесс этот довольно долгий и требует последовательности и систематичности. Профилактика дисграфии заключается в упражнениях на развитие памяти, внимательности, расширении словарного запаса еще до того момента, как ребенок начнет обучаться письму. Помимо этого, родителям нужно обращать внимание на малейшие отклонения в речи сына или дочери. Следующие упражнения подходят для выполнения детьми как младшего школьного, так и более старшего школьного возраста:
- Выберите книгу, которую ваш ребенок еще не читал и не знает ее содержание. Попросите найти в тексте конкретные буквы, например З или О.
- Усложните: попросите ребенка подчеркнуть выбранную вами букву, а следующую за ней - обвести в кружочек.
- Продиктуйте небольшой текст или отрывок. Попросите ребенка проговаривать вслух то, как нужно его писать правильно.
- Для развития моторики попросите ребенка провести ручкой непрерывную линию, купите специальные сборники.
- Обьясните или напомните ребенку постарше, что такое глухие и звонкие, мягкие и твердые согласные, подчеркните разницу между ними, попросите ребенка подобрать примеры, используйте окружающие предметы для наглядности.
- Тренируйте почерк ребенка. Возьмите тетрадь в клеточку. Она нужна для того, чтобы ребенок размещал буквы в “своей” клеточке.
- Говорите правильно и четко сами. Хвалите ребенка за успехи, поощряйте, поддерживайте.
Как еще помочь?

К сожалению, в нашей стране специальные программы для коррекции дисграфии не разработаны. Поэтому важны ее своевременная диагностика и коррекция уже в детском саду. Современные логопеды прекрасно владеют необходимыми методиками, опираясь на индивидуальные особенности ребенка в каждом отдельном случае. Специалист формирует целостную программу, направленную на формирование навыков письма, развития речи, мыслительных процессов, памяти.
Родителям отводится большая роль в лечении дисграфии.
- Играйте с ребенком, составляя слова с помощью магнитных букв или кубиков, с более старшими детьми пишите диктанты. Это улучшает зрительное и слуховое восприятие звуков и букв.
- Правильно подойдите к выбору ручек и карандашей. Покупайте те, которые имеют неровную поверхность. Они массируют пальцы рук, так мозгу посылаются дополнительные сигналы.
Литература для дополнительного чтения:
“30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии”, “Исправляем дисграфию” О.В. Чистяковой;
“Учусь не путать буквы”, “ Учусь не путать звуки” Е.В. Мазановой Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой
“Логопедические тетради для коррекции дисграфии” И.Ю Оглоблиной;
“Диагностика и коррекция нарушений письменной речи” О.И. Азовой
“Коррекция нарушений письменной речи” О.М. Коваленко.
Скорый результат в коррекции дисграфии невозможен, занятия с ребенком должны проводиться регулярно. Предельная внимательность к процессу и своевременное обращение к специалистам помогут вовремя распознать проблему и приняться за ее устранение!
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Редакция «За школой»
105831
Колледж, техникум и училище: в чем разница
Как понять, чем отличаются учреждения СПО в России? Разбираемся в особенностях колледжа, техникума и училища, есть ли принципиальная разница в этих терминах.
Автор редакции
Редакция «за школой»
64945
Какой уровень образования дают колледжи и техникумы
Многие выпускники школ при выборе профессии и учебного заведения задаются вопросами: а какой же уровень образования предоставляют колледжи и техникумы и обязательно ли идти в вуз для получения желаемой профессии?
Автор редакции
Редакция «за школой»
44849
ВПР 5 класс 2025: расписание, предметы и демоверсии
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это не экзамен, а проверка знаний, которая помогает понять, насколько хорошо ученики усвоили школьную программу. Задания ВПР составляет авторы ФИОКО, они соответствуют ФГОС. В них нет тестов, поэтому школьнику нужно самостоятельно вписать ответ.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
+7 Russia (Россия)
+375 Belarus (Белоруссия)