Top.Mail.Ru
успеваемость

25.11.2024

Аргументы для итогового сочинения 2025: разделы, произведения, готовые аргументы

Время чтения 8 мин

просмотры 22475

лайки 16

Аргументы для итогового сочинения 2025: разделы, произведения, готовые аргументы

Время чтения 8 мин

просмотры 22475

лайки 16

Аргументы для итогового сочинения 2025: разделы, произведения, готовые аргументы

avatar

Автор редакции

Редакция

25.11.2024

Время чтения 8 мин

просмотры 22475

лайки 16

Итоговое сочинение всегда вызывает немало волнений, и особенно в той части, где нужно опираться на литературный материал. Очень неприятно отправляться на пересдачу только из-за неверно подобранного аргумента. Поэтому стоит разобраться с этой темой заранее – изучить структуру, прочитать подходящие произведения, и посмотреть готовые варианты. Ведь итоговое сочинение в декабре пишут для того, чтобы получить доступ к ЕГЭ.

Бесплатный курс из 5 занятий

Подготовьтесь к итоговому сочинению

перейти к курсу

Структура аргумента

 

Цель экзамена – выразить свое мнение и подтвердить его аргументами. Обычно для итогового сочинения используются литературные ситуации, которые подходят по смыслу. В отличие от бытовых разговоров, где чаще применяются примеры из личного опыта, здесь нужно аргументировать свою позицию через персонажей.

Аргумент – это не пересказ произведения. В таком случае баллы за него даже не начислят. 

 

Структура правильного аргумента выглядит так:

 

Вступление

В нем следует связать последнее предложение абзаца с личным мнением и выбранный для его доказательства пример. Говоря проще, проложить между ними «мост». Это не сложно, потому что достаточно использовать фразы типа «обратимся к…», «находим пример этого в…» или «чтобы подтвердить мою точку зрения, я хочу обратиться к ситуации из…» и т.д.

 

Основная часть

Сам аргумент, в котором обязательно надо точно указать название и автора произведения, а также кратко описать конкретный случай оттуда, который помогает доказать свой тезис.

 

Заключение

Самая важная часть, где нужно пояснить, почему выбранный пример является аргументом по теме. Ее можно начать с фразы «таким образом, можно прийти к выводу, что…», и т.п.

Важно: все три части должны уместиться в одном абзаце, иначе снова получится пересказ.

 

Есть ряд условий, которые необходимо учитывать при написании эссе, в том числе ограничения на выбор литературного материала. Произведение должно быть в открытом доступе, иначе аргумент будет недействительным. Нельзя использовать комиксы или примеры из фильмов и сериалов, даже если они основаны на литературных произведениях, так как режиссеры и сценаристы могут изменять сюжетные линии.

 

Важно, чтобы вывод аргумента соответствовал рассказу или роману. Если в подразделе «Искусство и человек» написать, что Наташа Ростова из «Войны и мира» меняется к финалу, это не будет иметь отношения к теме и аргумент не примут. Хотя в других подразделах этот пример подойдет.

 

Но есть и плюсы: если нет времени на чтение больших романов, можно выбрать рассказы и повести, воспользоваться писательскими мемуарами. В крайнем случае, допустимо использовать пословицы и поговорки, но это уже рискованно.

 

Готовься на высшие баллы с «Синергией»

Разделы и подразделы

 

Темы итогового сочинения распределены по трем тематическим разделам с подразделами. На самом экзамене выдают список из шести тем на выбор – по две из каждого раздела. Но узнать, из каких они будут подразделов, заранее нельзя, так что готовиться нужно ко всем.

 

№1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

 

Вопросы нравственного выбора, моральных ценностей и идеалов. Это значит, что писать понадобится о своих мыслях на тему смысла жизни, человеческом выборе, переживаниях.

В него входят четыре подраздела:

  1. Внутренний мир человека и его личностные качества
  2. Отношения между людьми, нравственные идеалы, выбор между добром и злом.
  3. Познание человеком самого себя.
  4. Свобода человека и ее ограничения.

№2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

 

Роль семейных ценностей и традиций, влияние отдельного человека на историю страны, а также вечный спор «отцов и детей» и пути развития общества.

  1. Семейные ценности, род и традиции.
  2. Человек и общество.
  3. Родина, государство, гражданская позиция.

№3. Природа и культура в жизни человека

 

Экологические темы (взаимодействие человека с природой), темы о влиянии искусства и науки, а также новый, недавно включенный подраздел «Язык и языковая личность».

  1. Природа и человек.
  2. Наука и человек.
  3. Искусство и человек.
  4. Язык и языковая личность.

В нашем Telegram-канале вы можете найти бесплатные шпаргалки с аргументами для итогового сочинения 2024 года. 

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу

Получите шпаргалку с аргументами для итогового сочинения

Подписаться

Произведения для аргументов

Раздел №1

 

1.1 Внутренний мир человека и его личностные качества:

К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;

Д. Лондон, «Любовь к жизни»;

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».

 

1.2. Отношения между людьми, нравственные идеалы, выбор между добром и злом:

А.С. Грин, «Зелёная лампа»;

А.И. Куприн, «Чудесный доктор»;

М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

 

1.3. Познание человеком самого себя:

Дж. Лондон, «Мартин Иден»;

Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».

 

1.4. Свобода человека и ее ограничения:

М.А. Шолохов, «Судьба человека»;

Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»;

И.А. Гончаров, «Обломов».

 

Раздел №2

 

2.1. Семейные ценности, род и традиции:

И.А. Бунин, «Красавица»;

И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;

О. Генри, «Дары волхвов».

 

2.2. Человек и общество:

А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;

М. Горький, «Старуха Изергиль»;

М.А. Шолохов, «Судьба человека».

 

2.3. Родина, государство, гражданская позиция:

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;

Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба»;

М.Ю. Лермонтов, «Бородино».

 

Раздел №3

 

3.1. Природа и человек:

А.С. Пушкин, «Медный всадник»;

И.С. Тургенев, «Бирюк»;

А.И. Куприн, «Олеся».

 

3.2. Наука и человек:

М.А. Булгаков, «Собачье сердце»;

Р. Брэдбери, «Вельд»;

А.Р. Беляев, «Человек-амфибия».

 

3.3. Искусство и человек:

О. Генри, «Последний лист»;

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;

А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери».

 

3.4. Язык и языковая личность:

Б. Шоу, «Пигмалион»;

И.С. Тургенев, «Русский язык»;

Ф.М. Достоевский, «Бедные люди».

гуманитарный класс

Поступайте в гуманитарный класс и развивайте талант в литературе, языках и искусстве!

Начать обучение

Аргументы для итогового сочинения

 

Раздел №1

 

Внутренний мир человека и его личностные качества

Н.В. Гоголь, «Шинель»

Обратимся к повести «Шинель», в которой Н.В. Гоголь наглядно показал внутренний мир маленького человека, которому хочется уважения признания. И возможность получить их он видит в покупке новой шинели: к сожалению, общество встречает по одежке. Покупка дается ему непросто, но стоит герою надеть новую вещь, как он преображается и изнутри, будто наполняется жизнью и лучшими стремлениями. Но шинель быстро крадут, и герой погибает, так и оставшись никем не замеченным: даже на работе его отсутствие замечают лишь через несколько дней. Таким образом, мы знакомимся с трагичной историей одного маленького человека, у которого не получилось показать другим людям свой внутренний мир и личностные качества только из-за того, что его одежда была недостаточно дорогой.

 

Отношения между людьми, нравственные идеалы, выбор между добром и злом

О. Генри, «Дары волхвов»

Пример, подтверждающий эту позицию, есть в произведении «Дары волхвов». У героини не хватало денег, чтобы сделать подарок мужу, но у них было две вещи, за которые можно было получить хорошую сумму. Это длинные волосы Деллы и золотые карманные часы ее мужа Джима. Героиня решила отрезать волосы и купить для них хорошую цепочку. Когда Джим пришел вечером, он был потрясен новой прической жены. Делла испугалась и стала говорить, что волосы быстро отрастут. Но причина огорчения была другой – Джим продал часы, чтобы подарить ей комплект из черепаховых гребней. Таким образом, мы понимаем, что самая большая ценность в жизни – не финансовое благополучие, а уважение и любовь.

 

Познание человеком самого себя

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В качестве примера можно привести героя Толстого Пьера Безухова. Он был внебрачным сыном богатого человека, и поэтому его никто не принимал всерьез. Он сам не мог найти места в жизни, и пробовал влиться в светскую жизнь, жениться, уйти в масоны, и в итоге отправился на войну. Читатели могли узнавать мысли Пьера на многие темы. У него была чистая душа, он умел быть другом и любить, но постоянно встречал плохих людей. Пока не попал в плен, и не встретил Платона Каратаева, который научил его простым законам: любить ближних, помогать им, и не закрывать свое сердце. В финале книги Пьер находит себя – становится хорошим мужем Наташе Ростовой, растит с ней детей, и служит людям. Что дает нам понять – смысл жизни можно найти только после долгого и непростого пути.

 

Свобода человека и ее ограничения

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Для подтверждения этих мыслей стоит обратиться к роману «Преступление и наказание». Его основной мыслью считается то, что человек всегда свободен в своем выборе. Родион Раскольников убил старуху-процентщицу, проверяя свою теорию о том, что «избранные» люди имеют право преступать любые нравственные черты. И понял, что он из тех, кто это «право имеет». Однако постепенно к нему пришло осознание его поступка, и он сознался в преступлении. И уже на каторге Раскольников приходит к той мысли, что наказанием за него стала потеря его души. Этот пример лишний раз подтверждает, что свобода каждого человека оканчивается там, где начинается свобода другого, и имеет строгие ограничения.

 

Раздел №2

 

Семейные ценности, род и традиции

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

Хорошим примером этого может стать семья Ростовых из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Мне кажется, автор не зря уделил столько внимания описанию каждого из них, ведь именно Ростовы больше остальных героев книги уделяют внимание семейным ценностям и традициям. Для них самым главным является взаимопонимание и взаимная любовь. Так, стоило Николаю Ростову проиграть большую сумму карты, ему сначала помогли выйти из этой ситуации, а не стали наказывать и выгонять из семьи. Хотя это поставило ее на грань выживания. Таким образом мы видим, что главное в семье – это любовь и взаимовыручка.

 

Человек и общество

А.С. Грибоедов, «Горе от ума»

Проиллюстрировать эту позицию можно при помощи главного героя пьесы «Горе от ума». Чацкому не нравятся принципы, ценности и сам стиль жизни «фамусовского» общества – выбор в пользу материального благополучие и отказ от духовного развития. Потому герой вступает с ним в открытый конфликт, ведь для него самым главным являются честность и благородство. Но убедить никого из оппонентов у Чацкого не получается, и он уезжает от этих людей в поисках лучшего. Это доказывает, что никто не обязан следовать за толпой – особенно в тех случаях, когда она увлечена бесчеловечными и разложившимися мыслями.

 

Родина, государство, гражданская позиция

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

В качестве доказательства этой позиции мне бы хотелось привести Петра Гринева – героя романа «Капитанская дочка». Во время Пугачевского бунта он проходит многие сложные испытания, во время которых перед ним встает выбор – предать свои убеждения либо нет. Но даже перед угрозой казни он не теряет достоинства. Когда Пугачев хочет его унизить и просит Гринева поцеловать ему руку, тот продолжает просто стоять. Любовь к Родине для него была важнее жизни. Никакие обстоятельства не заставили его потерять свою честь и достоинство, что значит: при крепком моральном ориентире человеку ничего не страшно.

 

Раздел №3

 

Природа и человек

Л. Н. Толстой, «Война и мир»

Найти пример взаимосвязи природы и человека можно в произведении «Война и мир». В сложный момент своей жизни его герой Андрей Болконский видит старый корявый дуб – он уже не сможет покрыться зеленью. При этом сам герой погружен в тяжелые мысли про бессмысленность своего существования и разочарование в войне. Поэтому он приходит к выводу, что они с этим дубом очень похожи – жизнь обоих уже закончена. Но потом в его душе происходят перемены, а в сердце пробуждается любовь. Спустя время он едет по той же дороге, и хочет снова увидеть старый дуб, но не может его найти. Дерево тоже смогло возродиться и покрылось молодыми листьями. Благодаря этому Болконский окончательно понимает, что жизнь еще не кончена и впереди ждет много счастья. Таким образом, автор показывает – мы так связаны с природой, что может видеть в ней отражение своих чувств.

 

Наука и человек

Р. Брэдбери, «Вельд»

Обратимся к рассказу Рэя Брэдбери «Вельд», который показывает, какую опасность могут таить в себе научные достижения. Автор попробовал заглянуть в будущее и поселил своих героев в полностью автоматизированный дом. За людей все делают специальные машины, а детская комната может создать атмосферу любого места. Поэтому младшие члены семьи проводят в ней все свободное время. Пока родители не замечают, что в детской раздаются звериные крики и рычание, а дети становятся очень жестокими. Благодаря этому примеру мы можем понять, что даже самые удобные устройства без человеческого контроля могут просто испортить человека. И поэтому внимание необходимо уделять не им, а друг другу.

 

Искусство и человек

О. Генри, «Последний лист»

Найти пример этого можно в рассказе «Последний лист», где О. Генри описывает жизнь больной и уже потерявшей надежду девушки. У героини воспаление легких, а в то время это была смертельная болезнь, и она просто лежит и смотрит, как за окном ее комнаты с плюща облетают листья. Девушка считает, что как только слетит последний, она умрет. Однако этот последний лист держится на ветке изо дня в день, и к героине возвращается надежда, и вместе с ней и силы жить. Тогда она узнает, что лист был нарисован на стене здания напротив. А нарисовал его ее сосед – старый художник, который узнал о ее идее. Она хочет его поблагодарить, но узнает, что он только что умер от воспаления легких – последствия своего поступка. Он рисовал лист ночью под дождем. Благодаря этому мы можем увидеть, как искусство, талант и творческий взгляд на мир могут спасать других.

 

Язык и языковая личность

Б. Шоу, «Пигмалион»

Я хочу подтвердить свою позицию примером из пьесы «Пигмалион» – в ней максимально ярко показано, как язык может влиять на образ личности. Профессор принимает решение научить уличную цветочницу грамотной речи, чтобы ее приняли «за герцогиню», и таким образом выиграть пари. Параллельно языковым трансформациям происходят изменения и внутри героини. В результате пари оказывается внутренним, а сама девушка осознает, что она достойна большего, чем стать продавщицей цветов уже не на улице, в магазине. И это доказывает, что человек, работающий над своей языковой культурой, растет как личность.

 

Подпишитесь на Telegram-канал школьного университета «Синергия» и получите большой файл с шпаргалками для итогового сочинения! 
 

image

пройдите бесплатный профтест

узнайте какая профессия больше подходит именно вам

примерьте на себя обучение

попробуйте неделю бесплатно

  • более 10 000 материалов на платформе
  • интерактивные задания
  • записи уроков и мини-лекции к темам
  • допольнительные материалы и презентации уроков
или напишите нам в чат
whatsapp telegram email

получите бесплатный доступ к платформе

  • flag +7 Russia (Россия)
  • flag +375 Belarus (Белоруссия)
нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных в соответствии с политикой конфиденциальности