Андрагогика. Как правильно учить взрослых?
Кто сказал, что учиться могут только дети и подростки? Если человек не сидит за школьной партой или не пишет курсовую, это вовсе не значит, что он слишком вырос для обучения. В это статье поговорим об андрагогике.
Время чтения 9 минут
Что такое андрагогика
Термин андрагогики ввел немецкий историк педагогики Александр Капп в 1833 году. И хотя считается, что основные принципы обучения взрослых были сформированы гораздо позже педагогом Малкольмом Ноулзом в книге The Adult Learner, которая вышла в 1971 году - начало понятию положено почти 200 лет назад.
Что же такое андрагогика? Если в двух словах - это раздел педагогики, объединяющий с одной стороны способности взрослых к обучению, а с другой - особенности обучения с точки зрения педагога.
По сути, андрагогика призвана помочь взрослым учащимся и преподавателям осуществить эффективный процесс обучения практически в любом возрасте. Это практикуется чаще, чем на кажется, и применяется в следующих случаях:
- Повышение квалификации - когда в рамках своей профессии обучающийся приобретает новые компетенции. Это может быть вызвано как запросом учащегося на карьерный рост и саморазвитие, так и важными изменениями в отрасли.
- Смена рода деятельности или переучивание. Все слышали фразу “человек не на своем месте”? Нередки примеры, когда сотрудник, проработавший до 40 лет в одной сфере осознаёт, что выбрал не ту профессию и мечтал на самом деле всю жизнь о другой.
Итак, взрослые могут вполне себе обучаться, и даже существует подход, который делает получение знаний эффективным. А управляет процессом получения знаний специалист, с смешным русского уха именованием - андрагог.
Чем обучение взрослых отличается от обучения детей
Между взрослыми и детьми существует огромная разница буквально во всех сферах жизни. И не только: наши организмы и их способности так же сильно отличаются.
- Потребность в знаниях. У ребёнка тяга к знаниям - природный механизм, призванный как можно быстрее приобрести необходимый для выживания навык. Взрослый человек знает, что и для чего ему нужно изучить.
- Мотивация у взрослого носит гораздо более практичный характер, так как горизонт планирования у него выше. Ребёнок же часто может хотеть получить определенную информацию для развлечения или из любопытства.
- Жизненный и профессиональный опыт. Взрослый учащийся непременно пропускает новые знания через фильтр уже полученного опыта. Ребёнок каждый новый урок усваивает как бы вновь, без оглядки на уже полученную где-то ранее информацию.
- Нейронные связи у ребёнка формируются активно. Можно сказать, что его психика, опыт и знания - чистый лист, на который можно записать все, что угодно. У взрослого нейронные связи сформированы в большей степени, и процесс обучения для них - это сопоставление и накопление понятных сущностей и категорий.
- Самостоятельность у взрослых работает иначе. Так выстроена жизнь, что подгонять или делать за тебя никто ничего не будет - делай всё сам. У ребенка всегда есть возможность полениться - родители уже обеспечили его всем необходимым.
Принципы и основы андрагогики
Ранее мы выяснили, что процесс обучения взрослых отличается от процесса обучения детей в силу возрастных и социальных факторов. Основы андрагогики выглядят следующим образом:
- Признание преподавателем ведущей роли обучающегося в процессе обучения.
- Признание обучающегося взрослой сформировавшейся личностью, которая руководствуется рациональными побуждениями и знает, чего хочет.
- Учащийся обладает жизненным и профессиональным опытом, который он эффективно может применять в процессе получения новых знаний.
- Взрослый непременно пытается применить вновь полученные знания на практике, осознать тезисы через практику.
- Процесс обучения ограничен социальными и бытовыми факторами: дом, семья работа. Эти факторы могут либо помочь, либо стать препятствием.
- Процесс обучения представляет собой совместную деятельность, в которую в равной степени вовлечены как учащийся, так и преподаватель.
А вот о чём говорят основные принципы андрагогической модели обучения:
- Принцип приоритетности самостоятельного обучения. В основе принципа не главенство методики, а способности взрослого в том числе самостоятельно искать и выбирать информацию.
- Принцип совместной деятельности, который заключается в совместной работе преподавателя и других обучающихся.
- Принцип использования имеющегося опыта, навыков и знаний, которые становятся основой для вновь полученной информации.
- Принцип корректировки неактуального опыта и установок, блокирующих получение новых знаний.
- Принцип индивидуального подхода к обучению с учётом социально-бытовых факторов, целей обучения и личных предпочтений учащегося.
- Принцип элективности обучения предоставляет учащемуся свободу в выборе пособий, образцов, методик, целей
- Принцип рефлективности основан на осознанном подходе учащегося к процессу обучения, его мотивации.
- Принцип востребованности результатов обучения: основан на ценности приобретения новых навыков.
- Принцип системности обучения заключается в соответствии целей обучения и методов.
- Принцип актуализации полученных навыков: скорейшее их результативное применение на практике.
- Принцип развития обучающегося, который заключается в создании условий для улучшения навыка и социально-психологического развития.
Заключение
Обучение - как раздел науки, гораздо более интересная область знаний, чем кажется. На примере андрагогики отчётливо видно, что учащиеся могут отличаться не только ступенями, на которых находятся, но и по возрасту. А для повышения эффективности обучения сформулированы основные принципы, которые так или иначе помогают обойти возрастные особенности взрослых слушателей и сделать процесс получения знаний более эффективным.
Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:
- Доступ к платформе
онлайн-школы на 7 дней - 1 пробный день
в онлайн-школе - 1 урок с репетитором
по любому предмету - Диагностику гибких
навыков у ребенка
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных