Ко всем материалам

Андрагогика. Как правильно учить взрослых?

Кто сказал, что учиться могут только дети и подростки? Если человек не сидит за школьной партой или не пишет курсовую, это вовсе не значит, что он слишком вырос для обучения. В это статье поговорим об андрагогике.

книжка Время чтения 9 минут
Андрагогика. Как правильно учить взрослых?

Что такое андрагогика

Термин андрагогики ввел немецкий историк педагогики Александр Капп в 1833 году. И хотя считается, что основные принципы обучения взрослых были сформированы гораздо позже педагогом Малкольмом Ноулзом в книге The Adult Learner, которая вышла в 1971 году - начало понятию положено почти 200 лет назад.

Что же такое андрагогика? Если в двух словах - это раздел педагогики, объединяющий с одной стороны способности взрослых к обучению, а с другой - особенности обучения с точки зрения педагога.

По сути, андрагогика призвана помочь взрослым учащимся и преподавателям осуществить эффективный процесс обучения практически в любом возрасте. Это практикуется чаще, чем на кажется, и применяется в следующих случаях:

  • Повышение квалификации - когда в рамках своей профессии обучающийся приобретает новые компетенции. Это может быть вызвано как запросом учащегося на карьерный рост и саморазвитие, так и важными изменениями в отрасли.
  • Смена рода деятельности или переучивание. Все слышали фразу “человек не на своем месте”? Нередки примеры, когда сотрудник, проработавший до 40 лет в одной сфере осознаёт, что выбрал не ту профессию и мечтал на самом деле всю жизнь о другой.

Итак, взрослые могут вполне себе обучаться, и даже существует подход, который делает получение знаний эффективным. А управляет процессом получения знаний специалист, с смешным русского уха именованием - андрагог.

Чем обучение взрослых отличается от обучения детей

Между взрослыми и детьми существует огромная разница буквально во всех сферах жизни. И не только: наши организмы и их способности так же сильно отличаются.

  1. Потребность в знаниях. У ребёнка тяга к знаниям - природный механизм, призванный как можно быстрее приобрести необходимый для выживания навык. Взрослый человек знает, что и для чего ему нужно изучить.
  2. Мотивация у взрослого носит гораздо более практичный характер, так как горизонт планирования у него выше. Ребёнок же часто может хотеть получить определенную информацию для развлечения или из любопытства.
  3. Жизненный и профессиональный опыт. Взрослый учащийся непременно пропускает новые знания через фильтр уже полученного опыта. Ребёнок каждый новый урок усваивает как бы вновь, без оглядки на уже полученную где-то ранее информацию.
  4. Нейронные связи у ребёнка формируются активно. Можно сказать, что его психика, опыт и знания - чистый лист, на который можно записать все, что угодно. У взрослого нейронные связи сформированы в большей степени, и процесс обучения  для них - это сопоставление и накопление понятных сущностей и категорий.
  5. Самостоятельность у взрослых работает иначе. Так выстроена жизнь, что подгонять или делать за тебя никто ничего не будет - делай всё сам. У ребенка всегда есть возможность полениться - родители уже обеспечили его всем необходимым.

Принципы и основы андрагогики

Ранее мы выяснили, что процесс обучения взрослых отличается от процесса обучения детей в силу возрастных и социальных факторов. Основы андрагогики выглядят следующим образом:

  • Признание преподавателем ведущей роли обучающегося в процессе обучения.
  • Признание обучающегося взрослой сформировавшейся личностью, которая руководствуется рациональными побуждениями и знает, чего хочет.
  • Учащийся обладает жизненным и профессиональным опытом, который он эффективно может применять в процессе получения новых знаний.
  • Взрослый непременно пытается применить вновь полученные знания на практике, осознать тезисы через практику. 
  • Процесс обучения ограничен социальными и бытовыми факторами: дом, семья работа. Эти факторы могут либо помочь, либо стать препятствием.
  • Процесс обучения представляет собой совместную деятельность, в которую в равной степени вовлечены как учащийся, так и преподаватель.

А вот о чём говорят основные принципы андрагогической модели обучения:

  • Принцип приоритетности самостоятельного обучения. В основе принципа не главенство методики, а способности взрослого  в том числе самостоятельно искать и выбирать информацию.
  • Принцип совместной деятельности, который заключается в совместной работе преподавателя и других обучающихся.
  • Принцип использования имеющегося опыта, навыков и знаний, которые становятся основой для вновь полученной информации.
  • Принцип корректировки  неактуального опыта и установок, блокирующих получение новых знаний.
  • Принцип индивидуального подхода к обучению с учётом социально-бытовых факторов, целей обучения и личных предпочтений учащегося.
  • Принцип элективности обучения предоставляет учащемуся свободу в выборе пособий, образцов, методик, целей
  • Принцип рефлективности основан на осознанном подходе учащегося к процессу обучения, его мотивации.
  • Принцип востребованности результатов обучения: основан на ценности приобретения новых навыков.
  • Принцип системности обучения заключается в соответствии целей обучения и методов.
  • Принцип актуализации полученных навыков: скорейшее их результативное применение на практике.
  • Принцип развития обучающегося, который заключается в создании условий для улучшения навыка и социально-психологического развития.

Заключение

Обучение - как раздел науки, гораздо более интересная область знаний, чем кажется. На примере андрагогики отчётливо видно, что учащиеся могут отличаться не только ступенями, на которых находятся, но и по возрасту. А для повышения эффективности обучения сформулированы основные принципы, которые так или иначе помогают обойти возрастные особенности взрослых слушателей и сделать процесс получения знаний более эффективным.

background

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:

  • Доступ к платформе
    онлайн-школы на 7 дней
  • 1 пробный день
    в онлайн-школе
  • 1 урок с репетитором
    по любому предмету
  • Диагностику гибких
    навыков у ребенка
Введите телефон*

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных