Top.Mail.Ru

Что такое социальная ответственность, и как её развить

Время чтения 0 мин

просмотры 4584

Что такое социальная ответственность, и как её развить

Время чтения 0 мин

просмотры 4584

Что такое социальная ответственность, и как её развить

avatar

Автор редакции

Ельцина Елена Николаевна, психолог

10.07.2023

Время чтения 0 мин

просмотры 4584

Сегодня в нашей статье речь пойдет об ответственности, в том числе мы затронем тему социальной ответственности.

Что такое ответственность?

Ответственность – это социальный навык, который не является врождённым, он требует воспитания и взращивания. Именно ответственность закладывает фундамент для, того, чтобы в жизни он был наиболее успешным. 

Чтобы развить в себе какой – то навык, например, хорошо научиться играть на фортепиано, для этого потребуются долгие и упорные тренировки. С социальными навыками дела обстоят также. Давайте вспомним, когда мы объясняем ребёнку, что обижать других детей не нужно, отбирать у них игрушки тоже, сначала такие нравоучения могут пройти мимо вашего ребёнка, но с последующим разом результат не заставляет себя ждать. Долгое и упорное повторение, а также пример, который подаёте вы, родители, закрепляет навыки социального поведения.

Давайте обратимся к определению социальной ответственности – это обязанность каждого человека поддерживать баланс между экономикой и экосистемой, в которой он живёт. 

Дети – это наше будущее и основа общества. Вклад, который они внесут в развитие экономики и социальной ответственности играет важную роль в формировании общества. Попробуем адаптировать определение социальной ответственности именно под детей.

Чем ответственность отличается от социальной ответственности?

Социальная ответственность – это осознанное желание и способность принимать участие в жизни общества и заботиться о его благополучии. Дети могут не только принимать участие в социально ответственных проектах, но и быть основоположниками перемен в экономике и обществе.

Казалось бы, дети и экономика, не рановато ли? На самом деле нет, они могут внести свой вклад в экономику активным участием в проектах, которые помогают снизить экологическую нагрузку, сохранить ресурсы. Участие в таких проектах может сформировать новые профессиональные навыки, а если смотреть далёко вперед – привести к увеличению конкурентоспособности на рынке труда в будущем. 

Социальная ответственность может проявляться в таких сферах, как:

  • участие в благотворительных акциях;
  • участие в экологических проектах;
  • помощь больным и нуждающимся людям;
  • помощь животным;
  • прививание культуры безопасности и заботы о здоровье окружающих.

Почему социальная ответственность – это важно

Роль подрастающего поколения в формировании общества и экономики переоценить невозможно. Дети, которые с ранних лет проявляют социальную ответственность, как правило, имеют больший потенциал для профессиональной и общественной успешности. Они несут не только пользу жизни общества, но и вдохновляют других на активную социальную жизнь. 

Большинство исследователей считают, что социальная ответственность – это способность индивида выполнять свой долг, где предметом ответственности выступает личность или коллективное. Также социальная ответственность не имеет материального содержания.

В силу своей природной активности дети стремятся к самореализации в социуме. А отсутствие возможности успешной самореализации в обществе зачастую толкает подрастающее поколение к тому, что они ищут самореализацию в асоциальных проявлениях.

В процессе формирования социальной ответственности очень важно научить детей понимать себя и других людей, искать смысл своего существования, планировать жизнь и понимать важность происходящих событий. 

Воспитание социальной ответственности формирует у детей жизненный оптимизм, учит пониманию ценностей жизни других людей, их потребностей и интересов, а также нетерпимость к действиям и девиантным влияниям, которые могут представить угрозу нравственному здоровью, жизни, духовной безопасности личности.

Изучив большое количество научно – популярной литературы, мы пришли к выводу, что развитие социальной ответственности, буквально является проблемой поколения 21го века. Исследователи считают, что современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется демографическим приростом в будущем, но приростом детей, которые не способны будут грамотно решить свои личные, социальные, экономические и нравственные задачи. Участившиеся проявления насилия и жестокости среди подрастающего поколения могут привести к увеличению количества детей, у которых искажены нравственные ориентиры, преобладает инфантильность, отсутствуют желание и интересы сохранять культурное наследие, а также стертость границ семейных традиций.  Все происходящие события настоящего времени определяют, что развитие социальной ответственности в любом возрасте должно проходить под чутким контролем не только со стороны педагогов, но семьи и общества. 

Признаки ответственности

При воспитании детей мы остро обращаем внимание на то, что мы закладываем своему ребёнку, ниже мы привели список признаков, которые указывают на социально ответственного человека.

  1. Умеет брать инициативу в свои руки.

Если человек не боится добровольно брать на себя дополнительную ответственность, то страх неудач или провала ему будет чужд.

  • Не ищет себе оправданий.
    Человек, который стремится к высокому уровню социальной ответственности не будет перекладывать вину на других. Он в силах признать свою неправоту и будет стремиться к исправлению ситуации.
  • Старается быть пунктуальным.
    Социальная ответственность диктует свои правила, в том числе это правило пунктуальности, ведь цена времени очень дорога, такие люди всегда стараются выполнить свои обещания.
  • Выбирает, как сложится его судьба.
    Жить в позиции жертвы, это не вариант для социально ответственного человека. Такие люди точно знают и понимают, чего они хотят от жизни.
  • Не требует постоянной похвалы.
    Безусловно, выполнение целого ряда социальных задач несёт в себе и личную выгоду для того, кто их выполняет. Но социально ответственные не делают это только ради одобрения.
  • Не ждёт помощи от других.
    Такие люди не ждут помощи от других и ни на кого не надеются, они всегда полагаются только на себя.
  • Используют любую возможность.
    Они открыты любым возможностям, не боятся рисковать, но всегда делают это обдуманно.
  • Всегда уравновешены.

Человека, который понимает свою социальную ответственность в обществе отличает и его поведение в обществе.

Вывод

Процесс развития социальной ответственности у детей необходимо соотносить с ценностными и идейными началами. И здесь за нас всё давно уже придумано, осталось только обратиться к этим началам. В основе всего этого будет лежать принцип гуманизма. Гуманизм – это в первую очередь, человечность, где высшую ценность представляет человек, который требует толерантности, уважения, достоинства. 

Также следует обратить внимание, что социальная ответственность формируется в специально созданной среде. То есть, если мы намеренно организуем социализацию, которая включает в себя сформированную команду, игровые приёмы, волонтёрские проекты, семейные традиции, социальные навыки, моральный выбор, семейный пример, всё это будет способствовать положительному развитию социальной ответственности у ребёнка. 

image

пройдите бесплатный профтест

узнайте какая профессия больше подходит именно вам

примерьте на себя обучение

попробуйте неделю бесплатно

  • более 10 000 материалов на платформе
  • интерактивные задания
  • записи уроков и мини-лекции к темам
  • допольнительные материалы и презентации уроков
или напишите нам в чат
whatsapp telegram email

получите бесплатный доступ к платформе

  • flag +7 Russia (Россия)
  • flag +375 Belarus (Белоруссия)
нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки данных в соответствии с политикой конфиденциальности

учись в школе и получи айфон бесплатно