Автор редакции
Ельцина Елена Николаевна, психолог
Что такое социальная ответственность, и как её развить
Время чтения 0 мин
4584
Что такое социальная ответственность, и как её развить
Время чтения 0 мин
Автор редакции
Ельцина Елена Николаевна, психолог
4584
Что такое социальная ответственность, и как её развить
Автор редакции
Ельцина Елена Николаевна, психолог
10.07.2023
Время чтения 0 мин
4584
Сегодня в нашей статье речь пойдет об ответственности, в том числе мы затронем тему социальной ответственности.
Что такое ответственность?
Ответственность – это социальный навык, который не является врождённым, он требует воспитания и взращивания. Именно ответственность закладывает фундамент для, того, чтобы в жизни он был наиболее успешным.
Чтобы развить в себе какой – то навык, например, хорошо научиться играть на фортепиано, для этого потребуются долгие и упорные тренировки. С социальными навыками дела обстоят также. Давайте вспомним, когда мы объясняем ребёнку, что обижать других детей не нужно, отбирать у них игрушки тоже, сначала такие нравоучения могут пройти мимо вашего ребёнка, но с последующим разом результат не заставляет себя ждать. Долгое и упорное повторение, а также пример, который подаёте вы, родители, закрепляет навыки социального поведения.
Давайте обратимся к определению социальной ответственности – это обязанность каждого человека поддерживать баланс между экономикой и экосистемой, в которой он живёт.
Дети – это наше будущее и основа общества. Вклад, который они внесут в развитие экономики и социальной ответственности играет важную роль в формировании общества. Попробуем адаптировать определение социальной ответственности именно под детей.
Чем ответственность отличается от социальной ответственности?
Социальная ответственность – это осознанное желание и способность принимать участие в жизни общества и заботиться о его благополучии. Дети могут не только принимать участие в социально ответственных проектах, но и быть основоположниками перемен в экономике и обществе.
Казалось бы, дети и экономика, не рановато ли? На самом деле нет, они могут внести свой вклад в экономику активным участием в проектах, которые помогают снизить экологическую нагрузку, сохранить ресурсы. Участие в таких проектах может сформировать новые профессиональные навыки, а если смотреть далёко вперед – привести к увеличению конкурентоспособности на рынке труда в будущем.
Социальная ответственность может проявляться в таких сферах, как:
- участие в благотворительных акциях;
- участие в экологических проектах;
- помощь больным и нуждающимся людям;
- помощь животным;
- прививание культуры безопасности и заботы о здоровье окружающих.
Почему социальная ответственность – это важно
Роль подрастающего поколения в формировании общества и экономики переоценить невозможно. Дети, которые с ранних лет проявляют социальную ответственность, как правило, имеют больший потенциал для профессиональной и общественной успешности. Они несут не только пользу жизни общества, но и вдохновляют других на активную социальную жизнь.
Большинство исследователей считают, что социальная ответственность – это способность индивида выполнять свой долг, где предметом ответственности выступает личность или коллективное. Также социальная ответственность не имеет материального содержания.
В силу своей природной активности дети стремятся к самореализации в социуме. А отсутствие возможности успешной самореализации в обществе зачастую толкает подрастающее поколение к тому, что они ищут самореализацию в асоциальных проявлениях.
В процессе формирования социальной ответственности очень важно научить детей понимать себя и других людей, искать смысл своего существования, планировать жизнь и понимать важность происходящих событий.
Воспитание социальной ответственности формирует у детей жизненный оптимизм, учит пониманию ценностей жизни других людей, их потребностей и интересов, а также нетерпимость к действиям и девиантным влияниям, которые могут представить угрозу нравственному здоровью, жизни, духовной безопасности личности.
Изучив большое количество научно – популярной литературы, мы пришли к выводу, что развитие социальной ответственности, буквально является проблемой поколения 21го века. Исследователи считают, что современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется демографическим приростом в будущем, но приростом детей, которые не способны будут грамотно решить свои личные, социальные, экономические и нравственные задачи. Участившиеся проявления насилия и жестокости среди подрастающего поколения могут привести к увеличению количества детей, у которых искажены нравственные ориентиры, преобладает инфантильность, отсутствуют желание и интересы сохранять культурное наследие, а также стертость границ семейных традиций. Все происходящие события настоящего времени определяют, что развитие социальной ответственности в любом возрасте должно проходить под чутким контролем не только со стороны педагогов, но семьи и общества.
Признаки ответственности
При воспитании детей мы остро обращаем внимание на то, что мы закладываем своему ребёнку, ниже мы привели список признаков, которые указывают на социально ответственного человека.
- Умеет брать инициативу в свои руки.
Если человек не боится добровольно брать на себя дополнительную ответственность, то страх неудач или провала ему будет чужд.
- Не ищет себе оправданий.
Человек, который стремится к высокому уровню социальной ответственности не будет перекладывать вину на других. Он в силах признать свою неправоту и будет стремиться к исправлению ситуации. - Старается быть пунктуальным.
Социальная ответственность диктует свои правила, в том числе это правило пунктуальности, ведь цена времени очень дорога, такие люди всегда стараются выполнить свои обещания. - Выбирает, как сложится его судьба.
Жить в позиции жертвы, это не вариант для социально ответственного человека. Такие люди точно знают и понимают, чего они хотят от жизни. - Не требует постоянной похвалы.
Безусловно, выполнение целого ряда социальных задач несёт в себе и личную выгоду для того, кто их выполняет. Но социально ответственные не делают это только ради одобрения. - Не ждёт помощи от других.
Такие люди не ждут помощи от других и ни на кого не надеются, они всегда полагаются только на себя. - Используют любую возможность.
Они открыты любым возможностям, не боятся рисковать, но всегда делают это обдуманно. - Всегда уравновешены.
Человека, который понимает свою социальную ответственность в обществе отличает и его поведение в обществе.
Вывод
Процесс развития социальной ответственности у детей необходимо соотносить с ценностными и идейными началами. И здесь за нас всё давно уже придумано, осталось только обратиться к этим началам. В основе всего этого будет лежать принцип гуманизма. Гуманизм – это в первую очередь, человечность, где высшую ценность представляет человек, который требует толерантности, уважения, достоинства.
Также следует обратить внимание, что социальная ответственность формируется в специально созданной среде. То есть, если мы намеренно организуем социализацию, которая включает в себя сформированную команду, игровые приёмы, волонтёрские проекты, семейные традиции, социальные навыки, моральный выбор, семейный пример, всё это будет способствовать положительному развитию социальной ответственности у ребёнка.
читайте больше интересных статей в других категориях нашего медиа
была ли статья полезна?
лучшее по теме
Автор редакции
Редакция «За школой»70303
Колледж, техникум и училище: в чем разница
Как понять, чем отличаются учреждения СПО в России? Разбираемся в особенностях колледжа, техникума и училища, есть ли принципиальная разница в этих терминах.
Автор редакции
Редакция «за школой»40688
Какой уровень образования дают колледжи и техникумы
Многие выпускники школ при выборе профессии и учебного заведения задаются вопросами: а какой же уровень образования предоставляют колледжи и техникумы и обязательно ли идти в вуз для получения желаемой профессии?
Автор редакции
Кашеварова И.37185
В школе по прописке нет мест: что делать
Возможность получить образование является одним из основных прав ребенка в России. Согласно 43 статье Конституции РФ, каждому гражданину гарантировано право на бесплатное образование. Однако иногда возникают ситуации, когда ребенка не берут в школу даже при наличии прописки в районе, закрепленном за этим учебным учреждением. Что делать в таком случае, как происходит зачисление в школу в целом, разбираемся в этой статье.
примерьте на себя обучение
попробуйте неделю бесплатно
- более 10 000 материалов на платформе
- интерактивные задания
- записи уроков и мини-лекции к темам
- допольнительные материалы и презентации уроков
получите бесплатный доступ к платформе
- +7 Russia (Россия)
- +375 Belarus (Белоруссия)