Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
Автор: Анна Котова
Многие родители слышали этот термин – синдром отличника. Что это такое и как проявляется у ребенка? Какие последствия может нести? Обо всем этом в нашей статье.
Время чтения 15 минут
В начале расскажем вам одну историю. Жил в середине XIX века в России один интересный персонаж. Звали его Аполлон Григорьев (1822-1864). Он прославился как поэт и литературный критик, ныне, к сожалению, почти позабытый. Единственная фраза, брошенная им, по которой его могут вспомнить потомки, профессионально не занимающиеся историей и филологией, - «Пушкин – наше все».
В свое время Аполлон Александрович был очень даже знаменит: он дружил с Федором Михайловичем Достоевским, они вместе издавали журналы «Время» и «Эпоха», а также он стоял у истоков так называемого почвенничества – оригинального варианта разночинного консерватизма. Именно идеи Аполлона Григорьева Федор Достоевский талантливо обыграл в своей знаменитой Пушкинской речи 1880 года.
Так вот, детство Аполлона Григорьева прошло в уютном дворянском особняке в Замоскворечье. Когда он был маленьким, родители не очень «напрягали» его с учебой: он получил традиционное дворянское домашнее образование. Но вот Аполлон вырос и поступил в Московский университет на юридический факультет. И неведомым образом, в первую же сессию получил одни «пятерки». Все были счастливы: и родители, и сын. А потом так и повелось: что ни сессия – то на «отлично».
Однако вскоре эта триумфальная эстафета стала напоминать болезненную навязчивость. Матушка Аполлона каждый день пилила сына, чтобы ребенок «не сбавлял темпа», сам Аполлон Александрович жутко переживал, что если «не удержит планку», то потеряет «статус» в глазах однокурсников и преподавателей. В итоге, как сам вспоминал наш герой, дело обернулось тем, что он плакал над учебниками, во всем себе отказывал (не ходил гулять, не читал книг отвлеченного от учебы содержания, не участвовал в развеселой студенческой жизни), но окончил курс с лучшим дипломом.
А что в итоге? В итоге случилась беда: Аполлон Александрович после окончания учебы заболел тяжелой формой депрессии – «акедией»: депрессией от нервного и умственного перенапряжения. Из-за этого у него ничего не получилось с карьерой, он просто не мог работать. Григорьев начал употреблять спиртное (вино в XIX веке было единственным средством успокоить душевные муки, поскольку антидепрессантов тогда еще не изобрели). Так продолжалось несколько лет. В итоге болезнь отступила, но оставила глубочайший уродливый шрам на душе поэта. Он так и умер – от привычки к вину в расцвете лет.
Спрашивается: нужны ли были все эти жертвы во время учебы, если они так закончились?
Этим рассказом мы совершенно не хотели заронить у читателей сомнение в высоком статусе хороших оценок. Если ребенок приносит из школы одни «пятерки» — это замечательно. Это показатель не только высокого умственного потенциала ребенка, но и знак того, что подростка захватывают школьные предметы. Но вот если получение хорошей оценки превращается в самоцель, в отметку ради отметки – здесь стоит задуматься, стоит ли игра свеч?
- Не превращается ли «пятерка» в некий фетиш, которому в жертву приносятся все другие грани жизни?
- Не обедняет ли отличный аттестат внутренний мир ребенка?
Ответить на эти вопросы совсем не просто. В наше время жесткой социальной конкуренции продолжают все еще «встречать по одежке»: конкурс аттестатов при приеме в высшее учебное заведение или на работу никто не отменял. Ото всюду разносятся призывы к карьерному успеху и т.п. Это оказывает просто зомбирующее действие и на родителей, и на детей. В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников.
Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен (и тогда все в порядке), либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат (и тогда надо бить тревогу).
Оценка – вещь формальная и субъективная.
Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин (несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т.п.). Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться».
Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху.
Например, синтонные люди (люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу – «солнышко - тучки») или психастеники (тревожно-сомневающиеся личности) гонки за хорошими оценками избегают. У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно.
Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей.
А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию (и хорошие оценки – один из путей к этому), а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок («по струнке»). Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. С подобными детьми ненавязчиво стоит проводить разъяснительные беседы, раскрывать перед ними все многообразие человеческой жизни, показывая, что счастье заключается не только в медалях и красных дипломах, хотя, конечно, если у них получается идти к заветной черте, не насилуя себя, – все в порядке.
Для тех, кто хочет подробнее разобраться в том, к какому психологическому типу относятся их дети, и как с ними надо строить отношения, мы рекомендуем книгу профессора-психотерапевта М. Бурно «О характерах людей» (М., 2014).
Нелишним будет вспомнить изречение античных философов-стоиков – «Все хорошо в меру». Действительно, объесться можно и красной икрой, а потом мучаться желудком. То же можно сказать и о страсти к хорошим отметкам. Здесь главное, чтобы вы сами хорошо понимали своего ребенка, а ребенок понимал сам себя и был в состоянии выстраивать лестницу общественных приоритетов. Если школьнику просто нравится учиться (и как результат – получать высокие оценки) – это его полное право, потому что это отвечает его внутренней сущности и потребностям, это его стиль жизни. И это, конечно, прекрасно и должно быть приветствуемо. Другое дело, когда происходит гипернасилие над собой (одна психосоматика чего стоит) в угоду общественным стереотипам.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в основе всего лежит проблема самопознания. Ребенок, который отдает себе отчет в своих стремлениях и потребностях, никогда не «словит» синдром отличника: он будет следовать своему естеству и не насиловать себя.
Еще раз повторим: хорошие оценки – это прекрасно, достойно и социально востребовано, но только в случае, если не происходит насилие над психикой ребенка (неважно: со стороны общества, родителей, окружения, или со стороны внутренних стремлений самого учащегося).
Это не означает, что нужно бездельничать и получать только плохие оценки: во всем стоит соблюдать меру, стремиться к гармонии, самоосознанию и самовоспитанию. Без определенных усилий, конечно, всего богатства человеческого знания не осилишь, но от усилий чрезмерных можно и надорваться.
В заключении резюмируем: чтобы ваш ребенок был здоров и счастлив, он должен (с помощью взрослых) осознать себя и расставить для себя систему социальных приоритетов. Если ему нравится получать высокие оценки (в силу любви к знаниям, радости от чувства победы в социальной борьбе и т.п.) – все дороги для него должны быть открыты; но если хорошая оценка (постоянная хорошая оценка) является для него приоритетом только ради нее самой, если в погоне за «пятерками» ученик постоянно насилует свою психику, гонясь за формальным высоким социальным маркером только потому что «так надо», пусть он лучше будет твердым «четверочником», зато будет гармоничной и счастливой личностью, на радость себе и окружающим.

Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор:
- Доступ к платформе
онлайн-школы на 7 дней - 1 пробный день
в онлайн-школе - 1 урок с репетитором
по любому предмету - Диагностику гибких
навыков у ребенка
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на условия обработки данных